Posted 29 марта, 20:59
Published 29 марта, 20:59
Modified 30 марта, 08:34
Updated 30 марта, 08:34
На уходящей неделе президент РФ Владимир Путин сделал несколько заявлений о ходе СВО и событиях вокруг Украины. В частности, на встрече с личным составом Центра боевого применения и переучивания летного состава в Торжке он вновь объяснил: «если бы после развала Советского Союза, как Россия предлагала, выстраивали бы новые совершенно отношения в сфере безопасности в Европе, ничего подобного сегодняшнему бы не было».
Подчеркнув, что в ходе СВО Россия защищает своих людей, проживающих на российских исторических территориях, президент напомнил, что наша страна не продвигалась к границам НАТО. «Поэтому то, что говорят по поводу того, что мы собираемся после Украины нападать на Европу — это полная чушь, запугивание своего населения исключительно для того, чтобы выбивать из них деньги», — отметил Путин.
Коснувшись возможной поставки в зону СВО самолетов F-16, президент отметил, что «это ситуацию на поле боя не поменяет». «И мы будем уничтожать их самолеты, так же как уничтожаем сегодня их танки, бронемашины и другую технику, в том числе системы залпового огня», — пояснил Путин. По его словам, если истребители «будут применяться с аэропортов третьих стран, они для нас становятся легитимной целью, где бы они ни находились».
Между тем украинский президент Владимир Зеленский вновь постарался напугать союзников возможными последствиями непредоставления Киеву военных траншей. В интервью американскому телеканалу CBS он заявил, что, учитывая серьезный дефицит вооружений, ситуация на фронте может существенно ухудшиться в мае–июне — когда, по мнению Зеленского, может начаться большое наступление российских сил. В то же время, по его словам, сейчас «войны в США нет, но она может очень скоро прийти — и в Европу, и в США». Связано это с тем, что Россия якобы готова ударить по любой стране ракетами — и тогда американским солдатам придется защищать Европу.
В другом интервью — газете The Washington Post — Зеленский сообщил, что без поддержки США у Киева «не будет противовоздушной обороны, ракет для Patriot, средств радиоэлектронного подавления, артиллерийских снарядов калибра 155 мм». «Это значит, что мы будем отступать шаг за шагом», — подчеркнул он.
Параллельно с этим украинский лидер попытался уговорить главу палаты представителей американского конгресса Майка Джонсона изменить позицию о поставках военной помощи Украине, которые с октября блокируются республиканцами на Капитолийском холме. Примечательно, что Джонсон пообещал вынести «украинский вопрос» на голосование в апреле — после того, как конгрессмены вернутся с пасхальных каникул. Также он дал понять, что имеет свой взгляд на то, как в дальнейшем США должны оказываться помощь Киеву: не безвозмездно, а в кредит или же передавать вооружение по ленд-лизу.
Однако даже такое видение может стоить Джонсону поста спикера: консерваторы-республиканцы крайне недовольны тем, что глава палаты «протолкнул» через голосование соглашательский проект временного финансирования ряда правительственных структур, и их представитель Марджори Тейлор Грин уже подала запрос об освобождении Джонсона от занимаемой должности. Учитывая, что консерваторы являются противниками выделения помощи Украине, они могут постараться ускорить продвижение запроса. В связи с этим председатель комитета палаты представителей по иностранным делам Майкл Маккол, являющийся ярым сторонником Киева, заявил The Washington Post, что Джонсон «находится в очень трудном положении».
На этом фоне, как сообщил в интервью изданию Politico советник главы офиса украинского президента Михаил Подоляк, Зеленский намерен убедить экс-президента США Дональда Трампа, мнение которого является решающим для конгрессменов-республиканцев, в том, что поставки оружия для ВСУ выгодны американской экономике. «Он (Зеленский — ред.) способен задействовать эмоции и мышление политиков в разных странах, и он умеет точно определить аргументы, которые окажут на них влияние», — полагает Подоляк.
В свою очередь, главком ВСУ Александр Сырский дал понять, что готовит резервы для проведения нового наступления. «Наша цель — не допустить утраты своей территории, максимально истощить противника, нанести ему наибольшие возможные потери, сформировать и подготовить резервы для проведения наступательных действий», — цитирует ТАСС его интервью местным СМИ. Особо генерал отметил укрепление позиций близ Харькова, где, по его словам, проводится большой комплекс работ по фортификационному обустройству территорий.
Другой новостью недели стала утечка в СМИ доклада экспертов бундестага (парламента ФРГ), из которого следует, что возможный удар России по вошедшим на Украину войскам одной из стран-участниц Североатлантического альянса (в частности — Франции) не может стать основанием для задействования статьи устава НАТО о коллективной обороне.
При этом эксперты посчитали сам факт участия в конфликте на стороне Украины французских сил (на возможность такого развития событий неоднократно намекал президент Макрон) допустимым с точки зрения международного права. Вместе с тем коллективный ответ альянса станет возможен только при нападении на одну из стран блока или атаке объектов на ее территории. Но «если член НАТО действует в одностороннем порядке, то есть не в рамках заранее согласованной операции НАТО и вне структур военного командования НАТО, то ни альянс в целом, ни другие страны- партнеры НАТО не становятся сторонами конфликта», — подчеркивается в документе.
Еще одно неожиданное заявление было сделано главой дипломатии Евросоюза Жозепом Боррелем. По его словам, поддержка Киева Брюсселем и Вашингтоном в малой степени связана с интересами Украины. «Мы не можем позволить России выиграть эту войну, иначе интересам США и Европы будет нанесен огромный ущерб. Это не вопрос щедрости, не вопрос поддержки Украины из-за того, что мы любим украинский народ. Это в наших собственных интересах, а также в интересах США как глобального игрока — того, кто должен восприниматься как надежный партнер, обеспечивающий безопасность союзников», — заявил Боррель CNN.
Ирина Калинина