Григорий Баженов: Бензин продолжит дорожать?

Григорий Баженов: Бензин продолжит дорожать?

29 марта, 12:00
На цены влияют как минимум шесть факторов.

Росстат сообщает о снижении недельного уровня производства бензина. В годовом выражении (неделя этого года к аналогичной неделе прошлого) это падение суточного производства примерно на 15%. Возникает вопрос, что будет с ценами?

Чтобы на него ответить, надо учитывать:

1. Наличие мощностей хранения. Это сглаживает ценовую динамику, потому как запасы выходят на рынок.

2. Профицит производства бензина и введенный запрет на его экспорт. В среднем на внутренний рынок идет 86-90% от общего объема производства бензина. Экспортные объемы сейчас идут на внутренний рынок. Правда, частично спад производства может объясняться и снижением стимулов к оному (традиционно в РФ профицитно производство тех нефтепродуктов, которые представляют интерес и в плане экспорта, а экспорт сейчас закрыт).

3. Сроки ремонтов и продолжительность простоя мощностей. Падение год к году в моменте не означает аналогичный спад по итогам года. Условно, если 3 месяца суточное производство ниже аналогичного в нормальные времена на 15%, в годовом выражении это даст примерно -4% от годового объема. Это означает, что падение не в моменте, а в годовом выражении перекрывается профицитом мощностей в целом с учетом запрета на экспорт.

4. Повышение в оптовом звене не сразу транслируется в розницу. Причина — в текущей разнице между оптовой ценой и розничной. Здесь уже видна проблема, маржинальность снижается высокими темпами: по 95 и дизельному топливу маржинальность уже ниже условной точки эффективности — то есть такой маржи, когда можно не только покрывать все издержки, но и отбивать инвестиционные затраты (примерно 5 рублей на литр).

5. Значение объемов биржевых торгов. По всем продуктам с начала года снижения нет. В то же время траектории текущих биржевых цен или уже идут по траектории сезонного максимума (95 и ДТл), или стремятся к нему (92). Т.к. сезонность уже учтена, это говорит о доминировании негативных ожиданий рынка в части выпавших мощностей и сложностей с ремонтом установок, подвергшихся атакам БПЛА.

6. Многое будет зависеть от интенсивности атака БПЛА на НПЗ. После выборов интенсивность упала, кроме того, ходят слухи о просьбе США к Украине прекратить атаки российских НПЗ. Также важно для ценовой динамики, как именно будет решена проблема ПВО в отношении защиты НПЗ.

Учитывая все вышеозначенное, я оцениваю ценовые риски (речь о рознице) как существенные, но все же умеренные. Будем следить за развитием ситуации.

Григорий Баженов, экономист

#В России #Реакция #Экономика #Цены #Бензин #Атаки на НПЗ
Подпишитесь