Эти проблемы копились долгие годы, даже десятилетия, их старательно «заметали под ковер», убедительно мотивируя это тем, что «без трудовых мигрантов российская экономика не сможет успешно справляться с текущими вызовами».
Спорить с этим сложно и, наверное, не имеет смысла.
Но ни одна из системных мер по качественному регулированию рынка труда в России, чтобы снизить его потребности в иностранной малоквалифицированной рабочей силе, предоставив работу своим гражданам, не была реализована. Возможно, бизнесу пришлось бы платить соотечественникам более высокую зарплату, что в конечном итоге было бы оправдано.
Напротив, создавались максимальные условия для импорта рабочей силы, которая вела к извлечению огромных сверхприбылей бизнесом, ориентированным на такую модель ведения дел, что, в свою очередь, приводило к колоссальным потерям бюджетных средств на обеспечение мигрантов социальной инфраструктурой. Т.е. объем денег в экономике оставался примерно одинаковым, но бизнес через использование труда мигрантов просто перекачивал деньги из бюджетов в свои карманы (налоги на использование труда мигрантов платятся гораздо меньшие, а они создают нагрузку на больницы, школы, социальные фонды и т. п.)
И такое положение дел вполне устраивает лоббистов, которые заинтересованы в его максимальной пролонгации.
Но что-то подсказывает о приближении конца такой модели: в случае, если террористическая активность выходцев из Центральной Азии окажется не разовым чудовищным терактом, а станет постоянным угрожающим фактором, то экономически она станет неподъемной для государства, особенно при затягивании СВО. И именно государство должно провести «ревизию» нынешнего положения дел на рынке труда и предпринять меры по прекращению «перекачивания денег» из бюджетов в карманы бизнеса через изменение системы налогообложения в «мигранто-ориентированных отраслях», созданию условий занятости для своих граждан, сократить масштабы импорта рабочей силы и многое другое.
Ведь, на наш взгляд, простое повышение «ответственности за качество и уровень подготовки мигрантов как властей в Таджикистане, так и Россотрудничества, МИДа России и крупного бизнеса» явно не приведет к кардинальной коррекции нынешней ситуации. Тем более что такие меры могут быть реализованы лишь при деятельной поддержке властей стран Центральной Азии, при выделении серьезных средств, а также длительного времени на создание таких условий. Да и значимо повысить эффективность системы государственной власти Таджикистана, снизить уровень коррупции вряд ли получится…
Поэтому придется начинать не с Таджикистана, а с нашей страны. В противном случае «такой экспорт „дешевой рабочей силы“ принесет очень много неприятностей и боли российским гражданам»…
Telegram-канал «Поднять перископ!»