Posted 26 марта, 17:24
Published 26 марта, 17:24
Modified 26 марта, 19:32
Updated 26 марта, 19:32
В число самых горячих тем для обсуждения в последние дни вошло задержание террористов, устроивших один из самых страшных терактов в истории России. Граждане Таджикистана, убившие более сотни людей в «Крокусе», были пойманы на следующий день в Брянской области рядом с украинской и белорусской границами. Официальные лица говорят о том, что они хотели спрятаться на Украине. Но их поймали…
Нам предъявили задержанных сначала на оперативной съемке, а потом и в зале суда. Много говорится о том, что одному из фигурантов при задержании отрезали ухо. Потом уже в суде мы увидели других с куском пакета на шее и на носилках соответственно.
Очевидно, что ни один человек не проявлял к этим существам никакого сочувствия, я по крайней мере таких не встречал, зато весь интернет заполнила ненависть в их адрес. И это вполне понятно, я тоже, мягко говоря, желаю им всего самого ужасного, что только может быть. Тем не менее дискуссия о методах работы силовиков с такими нелюдями стала весьма важной и показательной.
Некоторые писали о том, что, мол, надо показать всем, что их может ждать. Например, есть какое-то непонятное поверие, что Аллах якобы затаскивает в рай за уши, так что мусульмане опасаются, соответственно, отрезанных ушей. Однако в Коране нет ничего об этом и близко, а сами примеры отрезанных ушей, как и отрубленных рук, давно воспринимаются, как примеры средневековой жесткости. Другие сетовали на то, что гражданам нужно дать разрядку, выход негативной энергии, чтобы они сказали в адрес террористов «так вам и надо». Однако в реальности общество хочет совсем другого — суда и неотвратимого сурового наказания, а также мер по предотвращению подобных трагедий. Ну и еще того, чтобы подобные звероподобные существа из бывших советских республик не могли приезжать в нашу страну.
Однако стоит заметить, что дискуссия вокруг жестокости задержания отодвинула на второй план вопросы насчет и безопасности концертного зала, и регулирования миграционных потоков, и действий силовиков. Хотя уже сейчас мы видим, что эти вопросы у общества все равно возникают.
К тому же, что само государство отреагировало на жестокость — пусть и непрямо, но тем не менее отчетливые сигналы были посланы. Уже вчера и сегодня пособники террористов в суде предстали в нормальном состоянии. Президент Владимир Путин на коллегии Генпрокуратуры четко сказал о необходимости обстоятельного расследования и соблюдения законности. Конечно, напрямую об отрезанном ухе высшие должностные лица не говорили, но оно все-таки осталось ярким эпизодом первых часов после теракта.
В целом же нужно отдавать себе отчет, что в реальности общество не поощряет жестокость и какие-либо средневековые методы даже в отношении преступников. Достаточно вспомнить скандалы во ФСИН с видеозаписями издевательств и насилия над заключенными в колонии. Там ведь речь тоже шла о преступниках, однако издевательства над ними получили такой общественный резонанс, что пришлось менять чуть ли не все руководство тюремного ведомства.
Действительно, одна из больших проблем в России — дегуманизация деятельности силовых структур. Свидетельством тому становится то, что в XXI веке даже вполне лояльные правозащитники из президентского Совета по правам человека поднимают на ежегодных встречах с Путиным эту тему, а законодатели пытаются вносить в УК РФ поправки о недопустимости пыток.
Если углубиться в историю, то можно вспомнить, что раньше вполне одобряемым были публичные казни на площадях при скоплении людей, которые жаждали мести. Однако потом христианство вошло в период Реформации, на первый план начали выходить идеалы гуманизма, в результате чего многие страны мира не просто отказались от публичных казней, но и вообще от наказания в виде лишения жизни.
Казалось бы, речь о преступниках, с которыми государству действительно стоит вести себя строго, а то и жестко. Но гуманизм не может быть выборочным. Он либо есть, либо нет. Если в отношении кого-либо репрессивный аппарат государства применяет пытки или, по официальной формулировке, «недозволенные методы дознания», то под это могут попасть вовсе не убийцы или насильники, а вполне добропорядочные граждане, ставшие жертвами доноса или оговора. Поэтому, когда мы говорим о том, что фигурантам уголовных дел не надо резать уши, то мы защищаем не этих проклятых всеми террористов, а интересы наших родственников и соседей. Тем более, что поговорка про тюрьму и суму на Руси всегда была актуальна.
И, кстати, нужно еще понимать, почему человечество привержено повсеместному соблюдению законов. Во-первых, чтобы обеспечить равенство всех перед ними, а во-вторых, чтобы регулировать отношения между людьми, а также государством и гражданами. По этой логике, если обстоятельства действительно таковы, что террористам нужно отрезать уши, то, вероятно, это надо учесть в законодательстве, чтобы не ставить исполнителя в состояние конфликта с Уголовным кодексом. А теперь представьте, как в XXI веке должен выглядеть подобный нормативно-правовой акт, федеральный закон и его обсуждение? Такого ведь не предлагают даже самые горячие головы из числа представителей депутатского корпуса.
Можно понять эмоции тех, кто говорит: «Мы видели, как эти террористы резали горло жертвам, значит, с ними надо поступать так же». Однако террористы, действующие во всем мире, представляют собой варваров, которые противостоят нашей цивилизации. В последние годы мир очень изменился, но именно борьба дикости и архаики против современной цивилизации продолжает оставаться главным конфликтом на земном шаре.
В этой борьбе наши главные козыри — достижения цивилизации, в том числе, идеи гуманизма, что можно трактовать как абсолютную ценность человеческой жизни. Если же с дикостью бороться методами варваров, то мы потерпим поражение. Нельзя выиграть у дикарей в соревновании по отрезанию голов и ушей. Они, кстати, того и добиваются, чтобы цивилизация ударилась в архаику и начала действовать их методами. Именно тогда она им и проиграет.
То есть цель террористов — не просто посеять страх и запугать, а деморализовать и заставить отказаться от достижений цивилизации. Помогать им в этом, как вы понимаете, ни в коем случае нельзя. Как и складывать оружие перед террористами, что было бы очень странно и опасно.
Можно только повторить, что российское общество в целом готово защищать интересы цивилизации и не согласно, несмотря на все призывы, ударяться в Средневековье. Достаточно посмотреть на политическую судьбу «Справедливой России» и Сергея Миронова после фотосессии с «пригожинской кувалдой». Партия даже на президентские выборы не выдвинула своего кандидата, что стало ожидаемым после предшествовавшего провала в Единый день голосования. И политикам надо об этом помнить. В том числе тем, кто требует возвращения смертной казни. Сейчас на эмоциях, по горячим следам, возможно, они дополнительные очки и получат, но при игре в долгую могут и совсем проиграть.
Кирилл Шулика