Про смертную казнь, очень кратко.
1. Сторонники возвращения смертной казни ссылаются на общественное мнение. И действительно, если мы проведем опрос о том, надо ли казнить террористов, то, скорее всего, большинство будет за.
Но если мы проведем опрос на тему того, надо ли, как в Китае, казнить чиновников и депутатов за коррупцию, то я предполагаю, что ответ тоже будет «да». Однако такой опрос никогда не будет проведен и на него никто из депутатов никогда не сошлется.
А если мы проведем опрос об отмене пенсионной реформы…
А если мы проведем опрос о моратории на повышение тарифов ЖКХ…
Поэтому апелляция к общественному мнению в таких вопросах — это всегда в некоторой степени манипуляция.
2. Выясняется, что депутаты очень плохо знают Конституцию и законодательство. То предложат референдум провести, то готовы писать запросы в Конституционный суд. Между тем у одного отдельного взятого депутата нет полномочий писать запросы о толковании Конституции (только у Госдумы в целом). Ну то есть написать, конечно, можно, но никто его рассматривать не будет.
3. Понятно, что если будет политическая воля с «самого верха», то КС может извернуться и поменять свою позицию по смертной казни. Однако «самый верх» до сих пор старался в столь тонкие вопросы лишний раз не влезать, поскольку на подобных юридических конструкциях и держится государство. Но да, возможно, что в какой-то момент этим соображением решат пренебречь.
4. Как уже многими сказано, действующий Уголовный кодекс не позволяет казнить террористов. Поскольку лицам, которым грозит казнь, Конституцией гарантировано право на суд присяжных. Но террористические составы суду присяжных не подлежат.
Алексей Шабуров, политолог