Posted 23 марта, 13:01
Published 23 марта, 13:01
Modified 23 марта, 13:03
Updated 23 марта, 13:03
По теракту могу сказать следующее: есть три наблюдения и один вывод.
Мы живем в эпоху криптовалют — а это значит, что переводы денег не только абсолютно непрозрачны, но и владельцы этих денег неизвестны. Те 500 тысяч рублей, что, судя по всему, обещали террористам — буквально копейки, которые могут быть на криптокошельке любого 14-летнего школьника, удачно купившего NFT со смешной собакой.
Огромное количество теневых денег сопровождается широкой доступностью боевого огнестрельного оружия — это неизменный спутник крупного вооруженного конфликта.
Наконец, есть третья проблема — масштабной и по сути нерегулируемой мигрантской диаспоры, где в условиях беззакония и бедности создается фон для набора в террористы-одиночки.
Сочетание этих трех факторов приводит к тому, что организовать — или попытаться организовать — подобный теракт может множество независимых мелких акторов. В наше время это совсем необязательно должны быть «тяжеловесные» запрещенные ИГИЛовцы (ИГИЛ — террористическая организация, деятельность которой в России запрещена) или спецслужбы другой страны.
В этих условиях «следовать за деньгами» практически невозможно: в следующий раз найдутся криптоинвесторы за пятью прокси и двумя VPN, которые заплатят не 500 тысяч, а 5 миллионов рублей. И это будут фанатики-любители с криптой в кошельке.
Распространение оружия с фронта в данный момент пресечь также будет окончательно невозможно.
А вот работу с мигрантским подпольем усилить можно и нужно: совершенно недопустимо считать, что ситуация, когда «исполнители страшного теракта всегда найдутся», хоть сколько-нибудь нормальна.
Алексей Наумов, журналист-международник, политолог, автор Telegram-канала «Внешпол»