Posted 22 марта, 15:55
Published 22 марта, 15:55
Modified 22 марта, 17:30
Updated 22 марта, 17:30
Согласно данным Росстата, цены на новые российские легковые автомобили выросли на 51%, на новые иномарки — на 70%, а на подержанные иномарки — на 56%. В феврале 2022 года новые российские автомобили стоили в среднем 778 тыс. руб., а в феврале 2024 года — 1,175 млн руб. Цены на новые иномарки за два года выросли с 1,4 млн до 2,3 млн руб., а на подержанные иномарки — с 919 тыс. до 1,4 млн руб.
В некоторых регионах цены поднялись еще сильнее, сообщает RTVI. Например, в Вологодской области цены на новые российские автомобили выросли на 83%, в Мордовии — на 76%, в Оренбургской области и ЯНАО — на 69%, а также в Белгородской и Архангельской областях — на 66%.
Цены на новые иномарки выросли более, чем на 100% в Тульской области (на 152%), Хабаровском крае (на 126%), Пензенской области (на 122%) и в Карачаево-Черкесии (на 119%). А стоимость подержанных иномарок выросла на 228% в Курганской области, на 178% в Чувашии, на 152% в Псковской области, на 148% в Ингушетии и на 119% в Республике Коми.
В отчете Росстата учитываются автомобили марок ВАЗ и «Москвич» как машины отечественного производства. К иномаркам относят новые машины марок Kia, Hyundai, Cheri, Geely, Haval и другие, собранные в России, а также подержанные автомобили марок Volkswagen, Аudi, Оpel, Nissan, Toyota, Daewoo, Skoda, Kia, Ннundai, Renault, Geely, Chery, Changan, Lifan, Haval и другие возрастом от трех до десяти лет.
Президент Союза автомобильных дилеров Вячеслав Жигалов отметил, что данные Росстата в целом отражают реальную ситуацию на рынке, но фактические цены могут отличаться от рекомендованных производителями. Он также отметил, что на рынке часто возникает избыток предложения, что может привести к увеличению цен.
В 2023 году отечественные автомобили дорожали быстрее иномарок, несмотря на девальвацию рубля. Жигалов подчеркнул, что китайские производители более восприимчивы к валютным колебаниям и способны удерживать цены, чтобы сохранить рынок.
Российские и локализованные в РФ производители также получают защиту от правительства. Например, повышение утилизационного сбора в 2023 году затронуло преимущественно импортные автомобили, а отечественные машины подорожали меньше.
Сейчас ситуация на авторынке стабилизировалась, так как валютный курс не претерпевает критических изменений и нет новых внешних факторов, которые могли бы повлиять на рынок. Однако рост продаж автомобилей будет зависеть от ключевой ставки ЦБ: если она снизится, то кредитование возобновится и продажи будут расти.
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков отметил, что в 2023 году производители поставили в Россию большое количество автомобилей, которые не продаются из-за дороговизны кредитов. Продажи не просели, но компании пересмотрели свои планы, урезали поставки и пересмотрели цены.
Обозреватель автомобильного портала «Дром» Сергей Арбузов отметил, что за последние два года покупатели стали реже приобретать новые автомобили из-за роста цен. Многие предпочитают вкладывать деньги в обслуживание имеющейся техники или покупать подержанные автомобили. Сократился также уровень автокредитования из-за повышения ключевой ставки.