Posted 22 марта, 14:45
Published 22 марта, 14:45
Modified 22 марта, 15:27
Updated 22 марта, 15:27
В России продолжаются попытки урегулировать работы мигрантов. На днях стало известно о предложении Минтруда изменить правила для приезжающих в страну работников. Законопроект предусматривает механизм своеобразного целевого набора — введение специального документа, подтверждающего право иностранного гражданина на временную трудовую деятельность в России у конкретного работодателя. В случае, если такой работник решит уйти от своего работодателя, он не сможет перейти к новому, а должен будет в течение 15 дней покинуть РФ. Так ведомство намерено бороться с иностранными рабочими, которые в погоне за длинным рублем и лучшими условиями труда уходят к конкурентам из компаний, вложивших деньги в переезд и адаптацию специалистов.
Как такое нововведение может повлиять на рынок труда, «РосБалт» выяснял с экспертами.
Идея взять иностранную миграцию под контроль государства отвечает требованиям безопасности, отметила в комментарии «РосБалту» доцент кафедры правового регулирования бизнеса и прикладной юриспруденции университета «Синергия» Лариса Крушанова. В Россию ежегодно приезжают несколько сотен тысяч мигрантов. Кто-то, поработав какое-то время, возвращается обратно, но немало и тех, кто оседает здесь, становясь российскими гражданами. Особое беспокойство у правоохранительных органов вызывают нелегальные мигранты. Как правило, эти лица нарушают миграционное законодательство: в частности, у них отсутствует регистрация по месту пребывания, нет постоянного места работы или закончился срок пребывания в стране.
«Как на уровне Государственной думы, так и на уровне правительства неоднократно предпринимались попытки не допустить рост числа нелегальных мигрантов. Именно эта категория создает проблемы и для правоохранительных органов, и для населения. Наиболее часто звучит предложение об ответственности не только самих мигрантов, но и работодателей, принимающих иностранцев на работу. Речь идет о необходимости ввести целевой набор для конкретного работодателя. В случае, если трудовой мигрант решит сменить работодателя, то сделать он этого не сможет, а должен в течение 15 дней покинуть страну. То есть законодатель решил вернуться к советскому опыту набора иностранной рабочей силы, подобно оргнабору», — указывает Лариса Крушанова.
По ее словам, в условиях кадрового дефицита это может привести к сокращению количество мигрантов, желающих приехать в Россию на заработки. Кроме того, увеличатся финансовые, социальные (в виде обеспечения жильем и медицинскими услугами) и административные нагрузки на бизнес. При этом непонятно, готов ли он нести возросшие расходы.
«И, наконец, приведет ли это к снижению количества правонарушений и преступлений, совершаемых мигрантами? Вряд ли. Практика показывает, что даже в условиях почти тотального контроля за иностранными рабочими они также совершали побеги и преступления. Таким образом, идея законопроекта, которая предложена к рассмотрению, изначально несостоятельна и бесперспективна», — высказывает мнение Крушанова.
Однако с такой точкой зрения согласны не все эксперты.
«Я думаю, на деле этот законопроект подразумевает установление правомерных ограничений в профессиональной деятельности мигрантов, если он работает не по профилю. Например, мигрант по профессии водитель, а работает в строительной отрасли. Представляется, что такой законопроект нужен, чтобы иностранные граждане легально работали и занимали места в соответствии со своими профессиональными компетенциями. Количество иностранцев, въехавших в Россию, должно подлежать строгому учету, в том числе и по занятости на рабочих местах. За последние годы в нашей стране прирост мигрантов значительно вырос. Некоторые из них не имеют порой даже образования в той сфере, где трудятся. Также этот законопроект выступит гарантией того, что работнику будут своевременно и в полном объеме выплачивать зарплату. На сегодняшний день все еще есть компании, которые или задерживают заработную плату мигрантам, или же вовсе ее не выплачивают, поскольку зачастую иностранцы работают „вчерную“», — считает HR-бизнес-партнер ГК Progress Екатерина Зеленкова.
Высказывая опасения, что разрабатываемая инициатива может привести к оттоку мигрантов с рынка труда, эксперты вместе с тем полагают, что определенные ограничения необходимы.
«Регулирование притока мигрантов нужно в любом случае. На мой взгляд, было бы лучше делать привязку рабочего не к конкретной компании, а к сфере деятельности. При этом такое ограничение было бы правильнее уравновесить дополнительными гарантиями для исполнителя. Тогда мигрантам будет предпочтительнее оставаться у выбранного работодателя. Например, в случае ухода от него рабочие теряли бы гарантии и соцпакет и были бы обязаны в течение небольшого периода времени устроиться к другому работодателю из той же сферы. Такой подход повысил бы ответственность обеих сторон, но не стал бы препятствием для трудовой миграции. Это позволит еще и удерживать мигрантов в рамках конкретных сфер деятельности, при этом на каждую из них можно ввести квоты — в зависимости от потребностей рынка труда. Так можно снизить риски для работодателя, регламентировать работу с иностранцами и сделать ее более привлекательной», — считает директор по маркетингу международного сервиса DKRS по поиску подработки и вахты Максим Герасимов.
Между тем стало известно, что в Минфине начали работу над законопроектом, который разрешит трудовым мигрантам работать по патенту сразу в нескольких регионах. Сегодня при переезде в другой субъект РФ иностранный работник (исключение сделано для граждан ЕАЭС, обладателей разрешений на временной пребывание или вида на жительство в РФ) обязан вновь получать документ на легальную работу.
Трудовая миграция традиционно является значимым фактором для российской экономики. О необходимости иностранной рабочей силы для развития строительной, транспортной и других областей неоднократно заявлялось на всех уровнях власти. Во многом это обусловлено обострением демографических проблем. Согласно данным Росстата, в период с 2000 по 2022 гг. ежегодное пополнение трудовых ресурсов за счет молодежи, которая вступила в трудоспособный возраст, упало на 40%. Соответственно, уменьшилось и количество работников в целом. Кроме того, снижается и их возраст: сейчас большую часть занятых составляют граждане старше 40 лет.
Другое дело, что речь идет о контролируемой трудовой миграции, в том числе — о балансе распределения иностранных работников по областям экономики в соответствии с ее потребностями, а также о выводе мигрантов из тени и их интеграции в общество. С последним, впрочем, не все так просто.
«С одной стороны, с помощью этого инструмента можно эффективно противостоять вызовам рынка труда, оперативно закрывая возникающие потребности, с другой — адаптация трудовых мигрантов, а тем более из удаленных как географически, так и культурно-исторически, регионов, может перевесить экономический смысл привлечения на внутренний рынок труда специалистов из других стран», — высказывал ранее «РосБалту» мнение ведущий научный сотрудник Лаборатории социального моделирования ЦЭМИ РАН, к. э.н Сергей Гатауллин.
В то же время очевидно, что россияне в большинстве своем не горят желанием выполнять работу, которой сегодня заняты мигранты, из-за ее специфики. В 2023 году больше половины (61%) российских работодателей нанимали иностранцев на вакансии, не требующие специализированных навыков, свидетельствуют данные опроса HH.ru. При этом исследование показало устойчивый тренд на наем мигрантов на позиции, связанные с физическим трудом и опытом в профессии. И только 23% работодателей рассматривали иностранных работников на позиции, не связанные с рабочими специальностями.
Петербургские работодатели сегодня заявляют о нехватке иностранных работников. Чаще всего эта проблема озвучивается компаниями из сфер общепита, гостиниц и ресторанов (23%), розничной торговли (19%), строительства (17%), добычи сырья (15%), товаров народного потребления и услуг для бизнеса (по 8%), машиностроения (6%), банкинга и IT (по 2%). В целом по рынку на недостаток рабочих рук из-за границы жалуются 10% местных компаний.
При этом, по данным ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти, в 2023 году на территории Петербурга и области находились 330 тысяч зарегистрированных трудовых мигрантов — почти на 12 тысяч человек меньше, чем годом ранее. Среди основных причин оттока иностранцев эксперты называют низкий курс рубля, который делает Россию менее интересной для мигрантов, а также непривлекательные условия труда. Сегодня в конкуренцию за рабочие руки из Центральной Азии включились страны Европы и Персидского залива, Южная Корея и Китай.
Аналитики также проанализировали отношение петербуржцев к работникам-мигрантам. По мнению большинства опрошенных (66%), иностранцев нанимают в связи с тем, что они готовы работать за меньшие деньги, чем местные жители. Еще 63% считают, что трудовые мигранты согласны трудиться на таких условиях, которые не подходят для местных жителей. При этом лишь 40% горожан полагают, что мигрантов нужно нанимать на любые рабочие места, где есть дефицит кадров, а 24% считают, что брать их следует только на вакансии, не требующие квалификации (дворники, грузчики и т. п.) При этом сами устроиться на «вакансии иностранцев» готовы лишь около трети жителей Северной столицы.
В целом это соответствует общероссийским показателям. Занять рабочие места, на которых ранее трудились мигранты, наши сограждане потенциально согласились лишь в случаях, если работа будет соответствовать их профессии или специальности (64%), вакансия предусматривает хорошие условия труда (52%), зарплату положат выше той, что предлагалась мигранту (34%), работодатель оформит полис ДМС для работника и членов его семьи (23%), а также при условии повышения престижа профессии (20%).
Елена Дудина