Банк России в пятницу принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 16% годовых, объяснив это тем, что текущее инфляционное давление хотя и постепенно ослабевает, все же остается высоким. Большинство экспертов прогнозировали именно такое развитие событий, отмечая, что, исходя из складывающейся ситуации, к снижению ставки ЦБ сможет перейти не ранее второй половины этого года.
Это уже второе подобное решение подряд. Напомним, что на предыдущем заседании совета директоров ЦБ РФ, состоявшемся 16 февраля этого года, обсуждалось два варианта — повышения ставки и ее сохранения на прежнем уровне. В итоге был выбран второй вариант, что позволило говорить о завершении периода активного ужесточения денежно-кредитной политики (ДКП), начавшегося в июле 2023 года, когда ставка составляла 7,5%.
Однако на этот раз ситуация была иной. Как рассказала на пресс-конференции председатель Банка России Эльвира Набиуллина, совет директоров финансового регулятора рассматривал только один вариант — сохранения ключевой ставки на текущем уровне. «Другие альтернативы предметно не обсуждались. Мы более подробно говорили про возможную траекторию ставки и сигнал по ставке», — пояснила глава Центробанка.
По словам Набиуллиной, возвращение инфляции к цели в 2024 году и ее дальнейшая стабилизация «предполагают продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике». Согласно прогнозу Банка России, c учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4,0–4,5% в 2024 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.
Вместе с тем, рассказывая о ходе дискуссии на совете директоров ЦБ РФ, Набиуллина сообщила, что прозвучали разные мнения относительно дальнейшего темпа роста цен. «Были те, кто считает, что снижение инфляции приобретает устойчивый характер. Однако были и те, кто считает, что проинфляционные риски выросли. Поэтому мы обсуждали разные варианты, но консенсус сложился вокруг нейтрального сигнала по ключевой ставке», — сказала она.
По оценкам ЦБ РФ, с начала года устойчивые темпы текущего роста цен находятся в диапазоне 6–7% в пересчете на год. Если в феврале базовая инфляция повысилась после двух месяцев снижения, то в первые недели марта рост цен вновь замедлился. «Однако эти данные рассчитываются по усеченной выборке. Там нет тех товаров и услуг, которые дали значимый вклад в инфляцию в зимние месяцы. Поэтому о скорости снижения роста цен в марте судить пока рано», — подчеркнула Набиуллина.
Отвечая на вопрос, можно ли говорить о том, что пик роста цен уже пройден, глава Банка России сообщила, что если говорить о текущей инфляции, то пик пройден еще осенью, но в годовых цифрах он ожидается во втором квартале этого года.
Что касается поддержания обменного курса рубля, то Набиуллина в очередной раз подчеркнула, что «курс у нас плавающий» и Центробанк не ставит перед собой задачу его удержания на каком-то определенном уровне. «Изменения курса могут сподвигнуть нас на определенные действия, если мы увидим, что это мешает достижению цели по инфляции», — пояснила она.
При этом Набиуллина подчеркнула, что Банк России не тратит золотовалютные резервы (ЗВР) на поддержание курса рубля. «В последний раз мы проводили валютные интервенции из резервов в феврале 2022. Но тогда были риски финансовой стабильности, а сейчас их нет», — рассказала она.
Комментируя планы использования западными странами замороженных активов Банка России, Набиуллина пообещала, что ЦБ РФ «примет соответствующие меры для того, чтобы защитить свои интересы».
На многочисленные просьбы пояснить позицию по льготной ипотеке, Набиуллина ответила в том смысле, что Банк России выступает против выдачи таких кредитов на покупку жилья в новостройках из-за слишком широкого и неадресного характера этой программы. «При этом адресные программы, такие, как семейная ипотека, мы всегда поддерживали», — подчеркнула Набиуллина.
Говоря о текущей ситуации в российской экономике, глава ЦБ РФ отметила, что потребительские настроения находятся вблизи исторических максимумов, причем интерес граждан к крупным покупкам растет с декабря. «В прошлые периоды существенного ужесточения ДКП мы этого не наблюдали», — добавила она.
Динамика привлечения банками депозитов опережает сезонные показатели, что, по словам Набиуллиной, объясняется ростом доходов граждан. При этом Банк России наблюдает достаточно необычную картину — сильный рост сбережений плюс активное потребление со стороны граждан.
Также на рекордном уровне находится инвестиционная активность. «Индикатор бизнес-климата достиг максимума за 12 лет. Столь сильный результат обеспечен тем, что экономика фактически полностью задействует как производственные мощности, так и трудовые ресурсы», — пояснила Набиуллина.
В числе имеющихся проблем она выделила напряженность на рынке труда. Дефицит кадров остается серьезным ограничением для дальнейшего роста производства, при этом он возобновил рост после падения в январе. Также сохранятся дисбаланс между ростом зарплат и производительностью труда.
Прогнозируя дальнейший курс Банка России, Набиуллина заявила, что риски в отечественной экономике по-прежнему смещены в сторону проинфляционных, так что для уверенного возвращения инфляции к цели требуется длительное поддержание жестких денежно-кредитных условий. Динамика инфляции и баланс рисков для ее прогноза — это ключевые факторы для выбора дальнейшей траектории ключевой ставки, включая момент возможного перехода к снижению ставки.
Также глава ЦБ РФ добавила, что на прогноз будет влиять вероятное уточнение среднесрочных параметров бюджета в связи с задачами, которые Владимир Путин поставил 29 февраля в своем послании Федеральному Собранию.
При этом Набиуллина не согласна с тем, что высокая ключевая ставка тормозит развитие российской экономики. «Высокая ставка борется с инфляцией, что бы ни говорили. Если у экономики нет свободных ресурсов, низкие ставки приведут лишь к росту цен, а не к росту», — подчеркнула она, добавив, что развитию промышленности мешают как раз ожидания будущей инфляции. «При высоком темпе роста цен не может быть доступных кредитов, особенно долгосрочных», — указала глава Центробанка. Кроме того, по ее словам, заемные средства — далеко не единственный способ для расширения производства.
Следующее заседание совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 26 апреля 2024 года.
Михаил Макаров