Posted 22 марта, 07:29
Published 22 марта, 07:29
Modified 22 марта, 07:31
Updated 22 марта, 07:31
Приход весны в регионы ознаменовался стремительным разрушением дорожного полотна. Мартовские колдобины, хотя и являются уже почти традиционными российскими скрепами, становятся также дополнительным социальным раздражителем.
Анализ реагирования региональных и муниципальных властей на многочисленные жалобы местных жителей дает понять, что ожидать полноценного ремонта дорог вряд ли стоит. Секвестирование бюджетных трат очевидно затронет и обслуживание дорожной инфраструктуры.
Согласно имеющейся статистике, 52% всех региональных автодорог в стране не соответствуют установленным нормативам по тем или иным критериям, часть из которых влияет на непосредственную безопасность передвижения по ним.
Отмечаются и явно тревожные сигналы. Так, завершение ряда крупных федеральных дорожных строек в Подмосковье, Ленинградской, Пензенской областях и Северной Осетии решением правительства РФ откладывается. Это следует из опубликованного плана дорожной деятельности на 2024–2028 годы с финансированием в 14 трлн руб. Например, на М-8 (на участке от 35-го до 47-го км после Пушкино) реконструкция будет завершена в 2028 году, а не в 2026-м.
По оценке Sherpa Group, в соответствии с федеральным бюджетом на 2024–2026 годы автодорожные федеральные расходы (в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы») только в 2025 году будут уменьшены на 14,7% (на 74 млрд руб.) В 2023 году на правительственном уровне было принято решение о сокращении на 4% объема средств, выделяемых в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
Можно прогнозировать, что в фокусе внимания власти окажутся наиболее амбициозные проекты, укладывающиеся в концепцию пространственного развития страны, а также играющие роль привлекательной витрины в условиях продолжающегося санкционного давления.
Собеседники в региональных администрациях признают, что ожидать значимых вливаний в ремонт и строительство региональных дорог в обозримой перспективе не стоит. Очевидно, что вновь востребованным окажется пресловутый ямочный ремонт, а ЦУРы продолжат аккумулировать массив жалоб автомобилистов по всей стране.
Сигналы о секвестировании дорожного финансирования уже приходят из субъектов. Так, в Курганской области сокращено финансирование ремонта региональных дорог с 80 927,1 млн рублей до 80 715,7. Всего в 2024–2027 годах на реализацию программы «Развитие автомобильных дорог» планируется потратить 28 479,2 млн рублей вместо ранее указанных 28 690,8. Информация об этом содержится в постановлении регионального правительства.
Однако завершившаяся президентская кампания автоматически предоставляет властям карт-бланш на реализацию даже непопулярных решений. Тем более и поводов для экономии бюджетных денег сегодня более чем достаточно.
Илья Гращенков, политолог