Рекордный показатель явки и особенно собранных голосов за нацлидера — это не только результат консолидации страны, но и форма защитной реакции власти на то перенапряжение системы, параметры которого доподлинно неизвестны и о которых можно только догадываться. Очевидно, что власть выстраивает жесткую оборонительную линию, в которой цифры поддержки действующего президента и избранного им курса играют роль такого символического штандарта, который призван заменить формальное отсутствие идеологии, психологически уравновесить военно-экономические потенциалы РФ и НАТО и стать сигналом к тому, что Россия со своего пути не свернет и нынешняя эпоха пришла всерьез и надолго.
Гадая о послевыборной стратегии российского руководства и вообще о перспективах державы, западные аналитики прописывают сразу несколько вероятных сценариев развития событий. Но приоритетным вариантом признается тот, при котором страна еще долгие годы будет петь «Боже, царя храни!» с призывом царствовать на славу.
Конечно, отсутствие глубоких реформ при таком сценарии не означает, что перемен в России совсем не случится, а гаечный ключ государственной машины будет работать только на закрутку. Нынешнее руководство хоть и консервативно и оказалось в сложных условиях, при которых вызовы множатся, а затраты с издержками возрастают, однако такие обстоятельства предопределяют еще и поиск маневра, который позволил бы не поступиться принципами, но при этом удержать планку социально-экономических показателей.
При всей жесткости риторики уже давно не говорится ни о полной капитуляции непосредственного противника, ни об ультиматумах поддерживающему его Западу. Это значит, что наряду с продолжением противостояния ищутся и такие выходы из положения, которые хотя бы частично устроили российские политические верхи, позволили бы успокоить население и решить накопившиеся проблемы.
Многое зависит от того, насколько затянется непримиримая фаза конфронтации и какую цену за это еще предстоит заплатить. Экономика хоть и держится под грузом санкций, а отдельные ее отрасли еще и развиваются, но запас прочности не вечен, а опора на Китай, Турцию и других сохранившихся партнеров не всегда и не во всем надежна. В президентском послании было декларировано громадье мирных планов, однако для их осуществления требуются не такие условия, как сейчас. Время конфликта работает не только на Россию, но также и против нее. Если бремя испытаний уйдет в бесконечность, то вопреки всем усилиям могут начаться и негативные процессы.
В запасе у системы имеется сценарий технократической перезагрузки в виде косметических процедур, но с необратимыми последствиями. В 1964 году Хрущеву не удалось предотвратить такой разворот, хотя дело не дошло и до потрясений. На стороне сегодняшнего лидера — опыт прошлых поколений и событий, но и вызовов куда больше, чем было у предшественников. При любом раскладе и с учетом имеющихся ресурсов у системы хватит сил в среднесрочном будущем не допустить тектонических сдвигов.
Вместе с тем сохранить монолитность и удержать ситуацию в первозданном радикальном виде с каждым новым витком истории будет все сложнее, а потому изменения неизбежны, хотя их направленность и окраску вряд ли кто способен сегодня предсказать.
Автор Telegram-канала «Мастер пера» Дмитрий Севрюков — для Telegram-канала «Незыгарь»