Индия, набрав по-быстрому дешевой российской нефти и расплатившись за нее своими тугриками, теперь не готова продолжать сотрудничество, так как США постепенно начали прижимать вторичными санкциями всех, кто решил воспользоваться трудным положением российских партнеров.
Индия возвращается к прежним схемам торговли, когда основными ее поставщиками были ближневосточные монархии. Да, подороже и условия пожестче, но зато и плата за риск существенно ниже. В итоге баланс смещается в сторону от российской нефти.
Какое-то время ее будут сбрасывать дружественным режимам в Китае, Африке и Латинской Америке, но часть из них тоже попадет под суровую длань американского финансового ведомства, а остальные предлагают условия, по сравнению с которыми индийские могут показаться совершенно роскошными.
В любом случае Россия постепенно будет переходить на подпольные серые поставки, как это практиковал Иран. По факту это будет означать уход расчетов в тень, резко растущие комиссионные посредников, дикую коррупцию на всех участках этих схем, ну а бюджет страны будет получать остаточную стоимость от всех промежуточных гешефтов.
Примерно так работала и программа «Нефть в обмен на продовольствие» в промежуток между двумя войнами в Заливе. Львиную долю доходов от серого и черного экспорта иракской нефти делили между собой посредники и контролеры. Коррупция была настолько чудовищной, что тогдашний генсек ООН Кофи Аннан был вынужден давать показания по поводу обогащения своего сына, который был отправлен контролировать программу.
При этом Штаты вообще не волнуются за разворовывание нефтяных денег и рассовывание их по карманам международного и туземного ворья. Во-первых, такого рода программы обогащают и их, пополняя черные кассы ЦРУ, министерства обороны и прочих ведомств. Во-вторых, в вопросах коррупции американцы сами могут дать остальным фору. Главное условие остается железным всегда — бюджет подсанкционной страны должен сесть на голодный паек. Все остальное — бонус при выполнении этого непреложного условия.
Нынешняя история с Россией для американцев далеко не первая. Она особенная, но в целом задачи прежние. Главное, чего добивается американский Минфин, — осушить доходы российского бюджета по максимуму. Задача вполне тривиальная, хотя и не сказать, что простая. Но Минфин США действует как бульдозер, а потому это приносит плоды.
Анатолий Несмиян, блогер, аналитик