Не успела вице-премьер Татьяна Голикова объявить о росте реальных зарплат россиян за минувшие шесть лет на 30%, как подоспели тревожные цифры от Росстата и Центробанка, свидетельствующие о серьезной закредитованности населения.
Выяснилось, что больше всего долгов перед банками у жителей Тувы, Калмыкии, Тюменской области, Адыгеи и Удмуртии. Однако немало невыплаченных кредитов повисло также и на гражданах РФ, которые проживают и трудятся на других территориях от Москвы до окраин.
Высокая задолженность перед кредитными учреждениями — палка о двух концах и такой показатель, который может восприниматься как с пессимизмом, так и, наоборот, с надеждой на лучшее. Если пить горькую принято как с тоски, так и на радостях, то и повышенная склонность населения к заимствованию денег может быть вызвана как нуждой, так и планами развития и верой в завтрашний день.
В США и Евросоюзе домохозяйства не боятся жить в кредит, оформляя в банках рассрочку даже на те приобретения, которые вполне по силам оплатить из имеющихся сбережений. Практичные американцы с европейцами поступают так с целью формирования положительной кредитной истории, чтобы прослыть аккуратными заемщиками и дисциплинированными плательщиками.
В России кредитная культура хоть и тоже успешно прививалась на протяжении последних десятилетий, но эта прививка отличалась от американской, как вакцина Спутник-V от Pfizer. В конце концов, у России собственный путь, свои суверенные ценности — и отличные от Запада цели и причины оформления банковских кредитов физическими лицами. Если западные заемщики кредитуются для таких нужд, которые вовсе и не являются обязательными, то российские граждане в своем большинстве берут кредиты на нужды неотложные.
Безусловно, российское государство в беде своих подданных не оставляет, а социальные программы материальной поддержки нуждающихся категорий населения год от года увеличиваются. Однако внешние вызовы, помноженные на нерешенные внутренние проблемы, хоть и не обрушили отечественную экономику, но все же больно бьют по карманам значительного числа россиян. Растущие зарплаты и социальные пакеты во многом компенсируют эти ощутимые неудобства, но обеспечить устойчивое благополучие российских семей пока не могут.
В таких условиях гражданам не остается иного выбора, кроме как занимать недостающую наличность, увеличивая тем самым и без того немалую закредитованность. Подобный тренд несет в себе риски социального недовольства и депрессии, потому что нуждающиеся массы населения занимают чужие деньги, а отдавать приходится свои.
Однако такое положение едва ли угрожает кризисом и тем более претензиями должников к органам власти, поскольку кредитование — дело хоть и вынужденное, но добровольное. В отличие от мобилизации, на получение новых кредитов в банки россиян повестками не вызывают, туда идут в рамках индивидуальной инициативы, которая далека от любой политики.
Конечно, у всякой закредитованности имеются свои «красные линии», которые создают давление на банковскую систему и усиливают напряжение в том или ином неблагополучном регионе. Но у власти на этот случай имеются свои проверенные инструменты регулирования, которые способны как помочь надорвавшимся от кредитов банкам, так и указать верный путь погашения долгов тем гражданам, что не смогли отыскать возможности достойного заработка в мирной жизни.
Автор Telegram-канала «Мастер пера» Дмитрий Севрюков — для Telegram-канала «Незыгарь»