Posted 18 марта, 07:00
Published 18 марта, 07:00
Modified 18 марта, 07:00
Updated 18 марта, 07:00
Американские профсоюзы подготовили петицию с просьбой расследовать несправедливые, как им кажется, практики Китая в судостроительной отрасли, а также поддержать судостроительную промышленность США.
И беспокойство это оправдано. Если в 1975 году США занимали лидирующее положение в мире, то сегодня Америка занимает только 19-е место среди всех стран, производя менее 10 судов в год.
Китай же, наоборот, вырвался в лидеры, производя более 1000 судов в год. Еще в 2001 году Пекин назвал судостроение «стратегической» отраслью, а в 2015 году в рамках плана «Сделано в Китае 2025» определил его в качестве одного из десяти приоритетных секторов, в которых Китай будет стремиться доминировать в мировой торговле к 2025 году. С тех пор китайская судостроительная промышленность пользуется кредитами от госбанков, вливаниями акционерного капитала и конвертацией долга в капитал, закупкой стали по ценам ниже рыночных, налоговыми преференциями и грантами от экспортных агентств, а также защитой от передачи в иностранную собственность.
Одним словом, по мнению американских профсоюзов, Китай играет не по правилам свободного рынка (хотя странно, конечно, что об этих правилах еще кто-то вспоминает).
Кроме того, в петиции выражается обеспокоенность китайской платформой управления логистикой Logink, предоставляющей данные о глобальных цепочках поставок, в том числе, как настаивают авторы обращения, конфиденциальные.
Что касается России, то тут две новости. Хорошая — ситуация у нас получше, чем в Америке, ведь по итогам 2022 года в судостроении мы занимаем 9-е место в мире. Плохая же новость — до Китая нам как до Луны (и на графике это отчетливо видно).
Учитывая переориентацию на торговлю со странами Востока и Юга, где водный транспорт играет незаменимую роль, судостроение в нашей стране также должно стать стратегической отраслью, получив все необходимые стимулы и поддержку.
Telegram-канал «Бла-бла-номика»