Posted 15 марта, 11:04
Published 15 марта, 11:04
Modified 15 марта, 11:06
Updated 15 марта, 11:06
Российское студенчество (по меньшей мере, его часть) в вопросах деторождения склонно ориентироваться скорее на здравый смысл, чем на идеальные конструкты. Иными словами, рождение ребенка рассматривается как результат достижения определенного положения в социальной структуре, которое прежде всего связано с экономическим благополучием.
Вместе с тем зависимость рождения детей и социального статуса не является обратной. То есть само по себе деторождение не наделит человека статусом, поскольку в отрыве от материального положения это рассматривается скорее как результат ценностно ориентированного действия или следствие спонтанного решения.
Иными словами, студенты склонны считать, что опция «завести ребенка» открывается на определенном уровне положения в обществе. Если вы достигли этого положения, то иметь детей желательно. Тем самым деторождение — это не терминальная (абсолютная) ценность, а результат предыдущих действий по достижению социального статуса.
Такое мышление характерно, в частности, для образованной части российской молодежи — учащихся вузов. В недавней статье по исследованию репродуктивных установок российских студентов авторы выявили две неравновесные группы с поляризованными ценностными установками. Так, только 3% респондентов (участников исследования) хотели бы завести ребенка во время обучения. И только 24% считают, что ребенок должен родиться вскоре после окончания вуза. Вместе с этим абсолютное большинство респондентов планируют иметь детей и хотели бы этого. Однако относятся к этому вопросу прагматично, в той рамке мышления, которая была описана выше.
Студент обладает весьма шатким социальным статусом — он еще не состоялся как профессионал и не обзавелся ресурсами для самостоятельной жизни в социальной реальности. Например, в исследовании среди основных причин нежелания заводить детей во время обучения / сразу после него — ярко выражены причины, зависящие от нехватки ресурсов (временных и материальных). Поэтому большинство российских студентов рассматривают деторождение только при условии наличия достаточного количества ресурсов.
Однако есть и другая группа, для которой характерны иные установки. Она относительно немногочисленна, и ее члены руководствуются ценностно-аффективными мотивациями в вопросе деторождения. Так, основные причины, которые влияют на решение завести ребенка во время обучения, — это стремление выстроить дальнейшую жизнь вокруг ребенка, любовь к детям и беременность. Если исключить беременность, то главными стимулами к деторождению является его абсолютная ценность.
Нетрудно заметить, что именно такую «оптику» стремятся сформировать правительственные институты — восприятие деторождения как абсолютной ценности, на которую не влияют факторы внешней среды. Сложно сказать, куда может привести такая политика, однако пока что ее результаты едва ли можно назвать выраженными.
Telegram-канал «Заметки на полях»