Весна прекрасна во всех смыслах. В особенности тогда, когда снег тает и появляется настроение куда-то съездить отдохнуть на своем транспорте.
Но к моменту начала очередного автомобильного сезона в России снова обострился топливный вопрос — оптовые цены на сырьевых биржах бьют рекорды по году. Тонна 95 бензина стоит больше 61 тысячи рублей, 92-го — 49 тысяч.
Рост биржевой стоимости с начала года составил по 95-му почти 50%, по 92-му — почти 30%. Так высоко цена топлива не находилась с сентября прошлого года, когда правительству пришлось вводить ряд ограничений по экспорту, чтобы стабилизировать цены на внутреннем рынке.
Что в сентябре, что сейчас причины разгона оптового ценника связаны с НПЗ. В прошлом году заводы активно уходили на плановый ремонт, теперь же ряд НПЗ ушли на вынужденный ремонт из-за атак беспилотников. По разным оценкам, через поврежденные НПЗ проходило до 12% всего объема топлива в стране.
Пока НПЗ не могут перерабатывать топливо, его становится меньше на рынке. При постепенно растущем спросе это вызывает рост цен, что отражается на стоимости закупки тонны.
Как я уже говорил выше, в прошлом году эту проблему решили временными ограничениями экспорта топлива, однако в 2024-м ограничения уже введены, а цены все равно растут. У государства рычаг давления отчасти ограничен — да, можно заставить топливные компании поставлять больше на внутренний рынок и пригрозить сетям АЗС вниманием ФАС, но это все равно может привести если не к росту цен, то к дефициту топлива на заправках. В особенности в отдаленных регионах.
Никита Митрофанов, экономист, автор Telegram-канала «Китайская угроза»