Posted 14 марта, 07:00
Published 14 марта, 07:00
Modified 14 марта, 07:59
Updated 14 марта, 07:59
Общая протяженность горнолыжных трасс в России составляет 1,3 тыс. км. Согласно данным консалтинговой компании NF Group, к 2035 году протяженность трасс на горнолыжных курортах страны вырастет в 1,5 раза. Номерной фонд на таких курортах увеличится в 3 раза (сейчас это 9,3 тыс. номеров, а появится еще 35 тыс. новых).
Такой взрывной рост этого сектора внутреннего туризма обусловлен в том числе действиями руководства страны: премьер-министр Михаил Мишустин распорядился выделить 1 млрд рублей на поддержку крупных горнолыжных курортов России в 2024 году. Регионы включились в этот тренд, осознав выгоду от развития туристической сферы для территориальной экономики.
Причем горнолыжный и в целом спортивный туризм стал бурно развиваться даже в тех субъектах РФ, которые ранее делали акцент на других аспектах (познавательном, историческом). Например, для Ленинградской области развитие туризма стало одной из главных тем на Петербургском международном экономическом форуме в 2023 году — тогда губернатор Александр Дрозденко, назвав туристический потенциал региона «огромным», подписал соглашение о взаимодействии между областным правительством и АО «Корпорация Туризм.РФ», а также соглашения с инвесторами о реализации проектов в этой сфере на общую сумму в 4,8 млрд рублей. Стратегия социально-экономического развития Ленобласти предусматривает рост в сфере туризма к 2030 году в два раза. При этом, по словам Александра Дрозденко, уже сегодня возглавляемый им регион имеет самые высокие в России темпы по приросту количества мест для отдыха ― за последние 5 лет их стало больше на 187%, это в 10 раз выше средних показателей по РФ.
Окрестности Санкт-Петербурга действительно могут похвастаться неплохим набором горнолыжных курортов — тут их более десятка. Конечно, это трассы разной степени сложности и высоты, учитывая местные ландшафты. Зато отдохнуть здесь могут и новички, и опытные лыжники. Например, один из самых популярных горнолыжных центров — «Золотая долина», которую ежегодно посещают тысячи туристов. А в 90 км от Северной столицы расположилась горнолыжная база «Красное озеро», окруженная природными красотами. Есть еще курорты «Снежный», «Игора», «Охта парк» и другие.
Правда, кроме эффективной спортивной нагрузки и впечатлений, туристы отмечают и недостатки местных горнолыжных парков — чаще всего это старые подъемники (где-то есть только бугельные, где-то кресельные, но их пора обновлять). Современный турист хочет комфорта, значит, когда-то Ленобласть начнет вкладываться в обновление туристической инфраструктуры, в том числе канатных дорог. Ведь здесь уже есть планы создания масштабных современных курортов, а и им придется конкурировать с уже имеющимися. К примеру, один из крупных проектов — курорт премиум-класса «Ярви Резорт» в Приозерском районе. Здесь появятся гостиничный комплекс, оздоровительный SPA-комплекс с бассейном, ресторан, олений парк, спортивные площадки, освещенные лыжероллерные трассы и зимняя лыжная трасса. Инвестиции составят 3,3 млрд рублей, строительство планируется завершить к концу 2025 года.
Да и соседние регионы не отстают. Например, Карелия в ближайшие годы удивит туристов современным горнолыжным курортом, в который планируется вложить более 50 млрд рублей.
Перспективы захватывающие, но эта глобальная работа регионов — как местных властей, так и бизнеса — сопряжена с определенными трудностями. Ведь в сегодняшней ситуации рассчитывать на лидеров горнолыжной индустрии уже не приходится: западные производители канатных дорог, как и многие другие европейские компании, ушли с российского рынка. Их место постепенно займут другие бренды — российские или китайские (это самый предсказуемый вариант, учитывая активное сотрудничество РФ И КНР).
Конечно, придется признать, что Китай — это другой уровень техники, нежели премиальная линейка швейцарских или немецких производителей, которые работают над усовершенствованием своих механизмов уже много десятилетий. Европейское оборудование — это не только туристические канатные дороги.
Скажем, австрийская компания Doppelmayr придумала использовать канатную тягу для поезда: такой железнодорожный экспресс для аэропорта «Шереметьево» компания представила в 2018 году. Мощный трос и механизмы тянут состав. Ранее именно Doppelmayr победила в конкурсе на запуск подземной канатной железной дороги, которая соединила северный и южный комплексы аэропорта, а потом предложила сделать и наземный маршрут. По сути, это была первая городская канатная дорога в столице России. Doppelmayr оснастила своими канатками и многие российские курорты, в том числе олимпийские объекты в Сочи. А вообще за свою историю этот бренд построил более 15 тысяч подъемников всех типов в 96 странах мира.
«Иностранные производители своим уходом сняли с себя всю ответственность по гарантийным обязательствам. Если сейчас что-то случается, это проблема курорта, а не производителей. И в том числе встает проблема обязательств обеспечения безопасности пассажиров, — отмечает экономист Илья Сорокин. — Де-юре ответственность несет эксплуатирующая организация. Но де-факто в цивилизованном мире ответственность за технологические решения обеспечения стандартов безопасности и за перевозку пассажиров несет производитель оборудования. Это соответствует требованиям законодательства, у нас это федеральные нормы и правила, исполнение которых контролирует Ростехнадзор. И сегодня, если у нас оборудование встало, то кому предъявить претензии?»
Теперь возникает вопрос, как сохранить нужный уровень безопасности и качества этих сооружений в отсутствие сервисного обслуживания в России. Кто и как сможет заменить механизмы в случае их поломок или переоборудования? У продукции Doppelmayr очень высокий уровень. Между прочим, эта компания давно работает и в том же Китае. Австрийско-швейцарская группа занимает там 22% рынка, а местная компания BMHRI, производящая канатные дороги, — 50%. Китайские власти понимают: с европейским качеством подъемников не посоревноваться, но у государственного холдинга BMHRI явное преимущество — он монополист рынка. В противном случае европейцы, конечно, заняли бы на нем гораздо большую долю.
Если китайскими механизмами решат оборудовать новые российские курорты или обновлять существующие, к Китаю, скорее всего, возникнут претензии. Дело в том, что уже сейчас предсказывают сложности с поставками запчастей от китайской техники и с сервисным обслуживанием (в том числе учитывая язык сложнейших инструкций к такому оборудованию повышенной опасности). К качеству тоже вопрос: китайцы пока находятся на уровне европейских технологий 20-летней давности.
И сейчас благодаря санкциям Запада китайцы получают шанс направить в Россию свое недорогое и по качеству уступающее европейскому оборудование различных брендов, которые ранее не были известны на российском рынке.
«Появление новых брендов на рынке требует создания развитой системы фирменного сервиса, запасов комплектующих и продуманной логистики поставок запасных частей. Пока эта система практически отсутствует, что для подъемно-транспортного оборудования несет в себе большие риски», — считает председатель Технического комитета по стандартизации ТК 289 «Краны грузоподъемные и машины непрерывного транспорта» Росстандарта Георгий Плотников. Кроме того, по словам специалиста, сейчас оборудование, которое ввозится в Россию, законодательно не подлежит подтверждению соответствия требованиям безопасности. И убедиться в его техническом состоянии и безопасности можно будет только после монтажа. Поэтому вложения в азиатское оборудование на российских курортах могут не просто не окупиться, но и привести к большим потерям. Кроме того, подобные подъемники курортам придется дорабатывать самостоятельно.
Сейчас, объясняет Георгий Плотников, пассажирские канатные дороги завозятся на российский рынок без сертификации. Получается, что подтверждения качества и соответствия требованиям безопасности нет. Для того, чтобы поставить барьер появлению на российском рынке некачественного оборудования, разрабатываются новые стандарты безопасности — их внедрят в этом году.
А вот российские производители уже сейчас проходят все жесткие требования соответствия и готовы к новым строгим стандартам сертификации. Отечественные разработки вполне могут закрыть потребности российского рынка канатных дорог и сферы туризма. Например, это компании «РУСЛЕТ» и «ТверьКанатДор» — они даже получили господдержку на правительственном уровне, в частности, в рамках проводимых ими конструкторских разработок, а также взаимодействуют с ведущими инженерными вузами страны, чтобы готовить качественные кадры в этой сфере. Есть также российские компании НКД, «ТР Системы» и другие. И инвесторы, хорошо просчитывающие перспективы своих вложений, присматриваются к российским компаниям, а не к азиатским. Уже сейчас курорты приглашают отечественных производителей решать задачи по установке нового качественного оборудования.
«Россия сделала поворот на Восток, оказавшись под жесточайшими санкциями Запада в 2022 году. Одновременно мы снова подняли вопрос об импортозамещении, — говорит Илья Сорокин. — Когда прошла первая стадия экономического стресса, стало понятно, что второй вариант — развитие именно отечественной промышленности — предпочтительнее. Потому что это обеспечит нам технологический суверенитет, о котором говорит президент Владимир Путин. Мы уже знаем, что такое зависимость от чужих технологий и решений, откуда бы они ни исходили — с Запада или с Востока. Поэтому ставка на собственные силы и мощности — правильный ход».
Андрей Михайлов