Posted 13 марта, 20:59
Published 13 марта, 20:59
Modified 14 марта, 08:21
Updated 14 марта, 08:21
Северную столицу по праву называют музеем под открытым небом. Но как быть, если на Дворцовую, Сенатскую и Исаакиевскую почему-то не тянет, а в Петергоф ехать далеко. «РосБалт» составил альтернативный список достопримечательностей.
Не все жители города знают, что в Северной столице находится один из самых впечатляющихй и дорогих буддистских храмов Европы — Дацан Гунзэчойнэй (Приморский пр., 91). Первые буддисты в городе на Неве появились в XVII веке — ими были волжские калмыки, принимавшие участие в строительстве Петропавловской крепости. Однако постоянно обосноваться в Петербурге, они, вероятно, не смогли: в документах XVIII — середины XIX вв. не содержится упоминаний о проживании в городе на Неве представителей буддистских конфессий. Формироваться буддистская община начала в конце XIX века, а храм был заложен в 1909 году по ходатайству тибетского Далай-ламы в 1909 году.
Здание по проекту архитектора Гавриила Барановского и студента инженерного университета Николая Березовского было возведено в течение шести лет. Еще при строительстве дацан начали называть «Аметистовым храмом» из-за красно-фиолетового облицовочного гранита. В архитектурном решении, в целом продиктованном тибетскими канонами, угадываются элементы северного модерна. Витражи в световом потолке и в деревянном поясе ограждения молитвенного зала с изображениями восьми «символов счастья» изготовлены по эскизам Николая Рериха.
В годы революции и гражданской войны храм утратил большинство своих реликвий, в том числе уникальную библиотеку. В последующий период здание использовалось как база физкультурников, военная радиоточка и научная площадка Зооинститута. Лишь в 1990 году решением исполкома Ленгорсовета оно вновь было передано буддистам, а в 1991-м храм получил свое нынешнее название.
Дома-коммуны, воплощавшие пролетарскую идею «обобществления быта», были яркими проявлениями эпохи советского авангарда. Один из самых известных примеров такой архитектуры в Петербурге — дом, получивший в обиходе название «Слеза социализма» (ул. Рубинштейна, 7), хотя в проектах задание именовалось куда более оптимистично — «Дом радости».
Одна из знаменитых жительниц коммуны поэтесса Ольга Бергольц вспоминала: «мы, группа молодых инженеров и писателей, на паях выстроили его в самом начале 30-х гг. в порядке категорической борьбы со „старым бытом“». Впрочем, со временем ее мнение кардинально изменилось — и она стала называть свое жилище самым нелепым домом в Ленинграде».
Дом-коммуна был построен по проекту архитектора Андрея Оля в соавторстве со студентами Ленинградского инженерно-строительного института Константином Ивановым и Анатолием Ладинским в стиле строгого коструктивизма, что прослеживается в четких объемах, ритмике расположения балконов и оконных проемов с акцентированными горизонтальными и вертикальными тягами. Внутреннее пространство предусматривало длинные коридоры, в которые выходили двери небольших комнат-спален, где размещалось от двух до четырех коек (первый вариант был предназначен для проживания семейных пар). Туалеты, душевые и комнаты для хранения вещей были общими. На первом этаже здания размещалась столовая на 200 человек, комнаты отдыха, детская и библиотека. Но самое печальное, что при строительстве были использованы некачественные материалы — и звукоизоляция в здании практически отсутствовала.
Постановление «О перестройке быта» ЦК ВКП (б) в 1930 году раскритиковало практику строительства домов-коммун, однако жители «Слезы социализма» по-прежнему были вынуждены готовить на подоконниках своих крошечных комнат, используя примусы и керогазы. И лишь спустя время дом был реконструирован и получил традиционную планировку многоквартирных зданий — в нем появились индивидуальные кухни и санузлы, снаружи были оборудованы внешние шахты лифтов.
Одно из необычных атмосферных мест Северной столицы — лютеранская церковь Святой Анны (Кирочная ул., 8В). Ее история восходит к 1704 году, когда на территории Петропавловской крепости появился первый приход св. Анны. В последующем кирха была перенесена в Литейную часть города, где трудилось много лютеран, а в 1735 году на пожертвования императрицы Анны Иоановны на месте нынешней Анненкирхе была построена деревянная церковь. В 1775–1779 гг. по проекту архитектора Юрия Фельтена (автор проектов Дворцовой площади, Эрмитажа и интерьеров Зимнего дворца) возвели каменное здание, сохранившееся до наших дней. Среди прихожан церкви в разное время были ювелир Карл Фаберже, путешественник Николай Миклухо-Маклай, художник Карл Брюллов и основатель системы физического воспитания Петр Лесгафт. В 1826 году 4-я линию Артиллерийской слободы переименовали в Кирочную (от нем. Kirche — церковь) — в честь Анненкирхе.
В 30-х годах XX века здание было реконструировано под кинотеатр «Спартак», ставший единственным местом в городе, где показывались фильмы капиталистических стран. Ближе к концу столетия здесь стали проводиться рок-концерты, показы авангардной моды и андерграундного кино. Под древними церковными сводами выступали «Король и Шут», «Гражданская Оборона», «Ленинград» и другие популярные коллективы. Воскресные богослужения возобновились в кирхе в 1992 году, но в ведение общины здание было передано в 2002-м — по решению суда. Однако в дело вмешался пожар, причины которого так и не были установлены. Следующие годы церковь простояла без крыши — и только в 2010 году ее восстановили силами города, обновили фасады, привели в порядок подвал. На ремонт внутреннего пространства денег не хватило. Несмотря на это, в Аненнкирхе началась новая жизнь, а ее апокалиптические интерьеры лишь придают старинному зданию особый колорит.
Сегодня в Анненкирхе проводят богослужения, церковь участвует в «Ночи музеев», здесь читают лекции по философии и искусству, работает английский разговорный клуб, проходят рождественские ярмарки. Также необычное пространство оказалось востребовано кинематографистами — в интерьерах церкви снимались сцены из «Брата-2», «Перевала Дятлова» и «Эбигейл».
Как только не называют петербуржцы доходный дом (набережная реки Фонтанки, 199; Садовая улица, 128) вдовы ротмистра Валентины Густавовны Кудрявцевой — дом-стена, дом-утюг, дом корабль… Причина — необычная архитектура, благодаря которой здание с разных сторон выглядит то совершенно плоским, то треугольным. Архитектор Василий Шауб мастерски вписал дом в городскую среду и, если бы не диктат заказчицы, в наследие городу достался бы еще более интересный образец неоклассики. Из сохранившихся документов можно понять, что по проекту здание предполагало традиционный для данного стиля архитектурный декор, однако отсутствие средств у вдовы ротмистра привело к максимально упрощенному оформлению фасадов.
Справедливости ради отметим, что домов-стен в Петербурге несколько — любители подобной архитектуры иллюзий могут также прогуляться к восточному корпусу Главного штаба, расположенному на пересечении Дворцовой площади и набережной Мойки, или к доходному дому Кварта — на Боровой улице.
Дом на Кирочной, 24 был построен в 1904–1905 годах по заказу инженера путей сообщения, основателя кадетской газеты «Речь» Юлиана Бака по проекту Бориса Гиршовича. Фасад здания в стиле модерн с элементами рококо вышел поистине парадным — эркеры, аттики, украшенные лепниной, подъезды и козырьки первого этажа с художественной ковкой. Дворовая часть не могла похвастаться столь активным декором, но от этого не становилась менее удивительной — архитектор первым и единственным в Петербурге использовал здесь две переходные воздушные крытые галереи, которые соединили флигели с главным корпусом на уровне второго и пятого этажей. Двор Гиршович сделал «подвесным» — под его перекрытиями расположились подвалы, которые использовались для хозяйственных нужд и сдавались внаем. Внутренне пространство, часть из которого сохранилось до наших дней, также поражало воображение — мраморные лестницы с коваными перилами, огромные зеркала, метлахская плитка на полу, витражи от мастерской торгового дома «М. Франк и К° и богатая лепнина на потолках и стенах.
В разные годы здесь жили военный министр Российской империи Александр Редигер. нефтепромышленник Павел Гукасов, художник Леон Бакст, поэт Анатолий Мариенгоф и его жена, актриса Анна Никритина. В доме бывали поэты Анна Ахматова, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, балерина Галина Уланова, режиссер Юрий Завадский, актер Василий Качалов, композитор Дмитрий Шостакович и писатель Михаил Зощенко.
В советское время творение Гиршовича не миновала чреда уплотнений — роскошные квартиры перегораживались, превращались в коммуналки, а потом вновь — в отдельное жилье. Страдала и нумерация, которая и сегодня может привести в оторопь курьера — например, после квартиры №9 внезапно появляется №34.
Сейчас парадные на реставрации и закрыты временными конструкциями, на которых в рамках эксперимента Фонда «Внимание», «Стрит-арт хранения» и автономной некоммерческой организации жителей «Дом Бака» трое художников «уличной волны» каждые две недели создают работы, связанные с историей дома. Таким образом организаторы надеются собрать деньги на его реставрацию.
Поклонники фильма «Брат-2» наверняка помнят его покадрово, а значит, будут рады оказаться в одной из локаций, где проходили съемки. Для этого достаточно заглянуть в подвальчик (ул. Кирочная, 8), где до сих пор работает магазин «Рок остров», в котором Данила Багров покупал диски с альбомами «Агаты Кристи» и «Наутилуса Помпилиуса». Сейчас интерьер несколько изменился, а CD заменили виниловые пластинки. Однако, как говорится, стены помнят.
Еще один исторический подвал расположен на Петроградке. Это знаменитая «Камчатка» (ул. Блохина, 15) — котельная, в которой в свое время работали Виктор Цой, Александр Башлачев, Андрей Машнин, Святослав Задерий и другие значимые для отечественного рок-движения фигуры. Сегодня здесь открыт небольшой музей, в котором находятся личные вещи музыкантов, а также рок-клуб, где молодые исполнители могут играть музыку мэтров и собственные сочинения. А на подступах к «Камчатке» расположен двор Цоя — с фанатскими граффити, портретами, мемориальной доской и барельефом лидера группы «Кино».
Удивительный дворик с мозаиками (улица Чайковского, 2/7Д) притаился среди домов-колодцев центра Северной столицы. Это яркое и необычное пространство — своеобразная творческая лаборатория художника-монументалиста и основателя Малой академии художеств Владимира Васильевича Лубенко и его учеников. Стены домов, скамейки, бордюры и необычные скульптурные объекты искрятся и переливаются разноцветными кусочками смальты, мрамора, керамической плитки и фарфора. Отдаленно дворик напоминает парк Гауди в Барселоне. Тематика мозаичных произведений разнообразна — это и история строительства Петербурга, и сказочные сюжеты, и сонм маленьких ангелов, и серьезные львы, и даже кариатиды с атлантами в наивном, но очень добром прочтении.
Мария Осадчая