Администрация президента США Джо Байдена активизировала усилия по «сдерживанию Китая» сразу на нескольких фронтах — от поиска дополнительных финансовых средств, чтобы «превзойти Пекин» и дополнительно вооружить остров Тайвань, до попыток принудить азиатские страны присоединиться к технологическим санкциям против КНР.
Более того, директор ЦРУ США Уильям Бернс заявил накануне, что Вашингтон поддерживает Киев в том числе потому, что это помогает сдерживать Китай — «как применительно к Тайваню, так и к Южно-Китайскому морю и другим точкам». Отвечая на вопрос о реакции Пекина на ситуацию на Украине и вокруг нее на слушаниях в специальном комитете по разведке Сената Конгресса США, Бернс сообщил, что, по оценке ЦРУ, председатель КНР Си Цзиньпин «был отрезвлен».
Что касается сражений на экономическом фронте, то Bloomberg отмечает, что «Китай сталкивается с перспективой ужесточения контроля над экспортом чипов из США, более жестких ограничений на доступ китайцев к личным данным американцев и официальных расследований насчет ненадлежащей безопасности китайских автомобилей». По оценке агентства, это может нанести ущерб всей экономике КНР, а особенно функционированию китайских интернет-сервисов и программ по разработке искусственного интеллекта.
Примечательно, что неуспех Байдена на президентских выборах 5 ноября вряд ли сильно обрадует Пекин, поскольку его соперник Дональд Трамп уже пообещал ввести 60-процентный сбор на китайские товары.
«Такие шаги вредны для двусторонних отношений Китая и США, Азиатско-Тихоокеанского региона и мира в целом», — предупреждает китайская официальная англоязычная газета Global Times (GT).
Напомним, что отношения между США и Китаем обострились после того, как спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси 2 августа 2022 года посетила Тайвань, и почти совсем заморозились в феврале 2023 года этого года из-за нашествия на Северную Америку неопознанных воздушных шаров, в чем Вашингтон усмотрел происки китайской разведки. Дело дошло чуть ли не до разрыва контактов на уровне военных — командование НОАК попросту перестало отвечать на звонки из Пентагона. Тогда эксперты с тревогой констатировали, что отношения Вашингтона и Пекина оказались в самой низкой точке с момента установления дипломатических контактов между двумя странами.
Определенное потепление произошло после серии визитов в Пекин высокопоставленных представителей американского правительства, включая главу Госдепа Энтони Блинкена и министра финансов США Джанет Йеллен. Они, в тот числе, готовили встречу на высшем уровне, которая состоялась в ноябре в рамках саммита АТЭС в Сан-Франциско. По итогам четырехчасовых переговоров президента США Джо Байдена и председателя КНР Си Цзиньпина обе стороны демонстрировали позитивный настрой. Однако если обратиться к «счету на табло», то спустя чуть менее четырех месяцев после этого саммита можно констатировать, что никаких принципиальных изменений в отношениях между США и КНР так и не произошло.
И дело даже далеко не только в том, что Байден, отвечая на вопросы журналистов, не удержался от заявления, что по-прежнему считает Си Цзиньпина «диктатором», что не могло не вызвать острой реакции в Пекине. В недавно принятой Стратегии национальной разведки США Китай назван единственным конкурентом Соединенных Штатов, обладающим как «намерением перестроить международный порядок», так и «экономической, дипломатической, военной и технологической мощью, позволяющей добиться этого».
Власти КНР, со своей стороны, утверждают, что крупнейшим фактором нестабильности в мире выступают как раз Соединенные Штаты. При этом главной проблемой во взаимоотношениях двух стран остается «тайваньский вопрос». Си Цзиньпин дал понять, что ни при каких условиях не откажется от провозглашенной задачи воссоединения с Тайванем, назвав это стремление «неудержимым», и потребовал, чтобы США прекратили военную помощь властям острова.
Во вторник официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь вновь заявил о решительном противодействии Пекина военным связям между США и Тайванем. Он призвал Вашингтон соблюдать «принцип одного Китая» и прекратить вмешательство во внутренние дела КНР, отметив, что китайское правительство «примет меры для надежной защиты своего суверенитета и территориальной целостности».
Говоря об американских попытках возвести технологический барьер для того, чтобы затормозить развитие Китая, Ван Вэньбинь подчеркнул, что такие действия не решат проблем, с которыми сталкивается мировое сообщество. «Попытка США превзойти Китай — это не доброкачественная, а вредоносная конкуренция, безудержная авантюра, которая ставит под угрозу фундаментальные интересы народов двух стран и даже судьбу человечества», — сказал представитель МИД КНР, добавив, что «это только подтолкнет Китай и США к конфликту».
«Усилия правительства США не только создают риск конфронтации между двумя крупнейшими экономиками мира, но и вовлекают все больше стран в блоковое противостояние, в то время как мир нуждается в сотрудничества», — отмечает по этому поводу GT.
Как бы то ни было, Пекин демонстрирует решимость проводить независимую политику. Военные флоты Китая, России и Ирана в на этой неделе начали учения The Security Belt-2024, в ходе которых отрабатываются действия по обеспечению региональной морской безопасности в Индийском океане. Это четвертые совместные военно-морские маневры трех стран с 2019 года. И хотя подчеркивается, что они не направлены против какой-либо третьей страны и не имеют прямого отношения к текущему обострению международной напряженности, в Вашингтоне вряд ли смогут проигнорировать такой наглядный сигнал.
Михаил Макаров