Посмотрел совершенно потрясающий фильм «Дюна-2» — продолжение космического эпоса режиссера-визионера Дени Вильнева, оказавшееся абсолютно самостоятельным произведением, которое будет понятно и тем, кто не видел первую часть.
Я ни в коем случае не отношу себя к кинокритикам. И за проявлениями чего-то локального не всегда сразу вижу нечто большее, этапное. Поэтому мне сегодня крайне сложно оценить, попадет ли фильм в сокровищницу мирового кинематографа. Но признаюсь, что одна из главных премьер 2024 года производит мало с чем сравнимое впечатление.
Крупнейший рейтинговый сайт IMDb сообщил, что «Дюна: часть вторая» в первые дни проката получила беспрецедентный зрительский рейтинг 9,4, обогнав давних лидеров вроде «Побега из Шоушенка» и «Темного рыцаря».
Фильм, несмотря на незатейливость сюжета, в котором не так много побочных линий, держит зрителя в напряжении больше двух с половиной часов. И один из секретов, почему фантастическая история, разворачивающаяся на далекой планете, оказывается близка зрителю — в том, что практически все реплики и повороты сюжета чрезвычайно актуальны. Каждый найдет в них что-то очень понятное для себя — и кислородный ингалятор, напоминающий о недавней пандемии, и иллюстрацию деятельности политиков, которые убийствами и интригами подчиняют себе мировой порядок. А еще есть гладиаторские бои, похожие на возрождаемые парады физкультурников, и попытка подогнать сегодняшние решения под якобы опыт предков…
Несомненная удача сценария — отсутствие однозначно трактуемых добра и зла. Что является корнем всех бед, точно установить не представляется возможным. Но логика всего фильма в том, что любой милитаризм (пусть даже среди песков пустыни, где единственным развлечением являются вызываемые человеком гигантские черви), помноженный на религиозный фанатизм, обязательно приводит к массовой войне. Ее ожиданием и заканчивается «Дюна-2», приоткрывая врата к сценарию третьей части.
Песчаные бури — несомненная отсылка к Ближнему Востоку. Сборы некой «специи» — нефтедобыча. «Великие Дома» — крупные финансово-промышленные группы. И — уже без всяких параллелей и домыслов — герои обсуждают, где прячется ядерное оружие и когда оно может быть применено. Ну и как ожидание будущего финала — кто-то гибнет, а кто-то находит дорогу к раю. В фильме — «Зеленому Раю», потому что в песках пустыни люди мечтают о растительности и дожде.
Обтягивающие костюмы не сексуализируют героев, но тема метаний между властью и любовью обозначена очень четко. Ответ на вопрос, можно ли уничтожать порядки, заведенные в Империи, и самому не становиться похожим на императоров-кровопийц, остается без ответа.
Возрастное ограничение: 16+.
Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», почетный академик Российской академии радио, доцент Финансового университета при правительстве РФ