Судя по первым реакциям на послание Владимира Путина Федеральному собранию, один из самых животрепещущих вопросов, ответ на который пытались найти в этой программной речи, — элитные конфигурации и их возможные трансформации. Кстати, немало удивлен тому, что некоторым показалось, будто про это ничего не сказано. Имеющий уши да услышит (а кто не услышал, тот просто не хотел) — президент все сказал предельно четко: обновление элит будет происходить за счет участников СВО.
Разумеется, не сразу, сначала предстоит выполнить боевые задачи, однако этот момент настанет. Скорее всего, уже в 2026 году на выборах нового состава Госдумы мы увидим значительное количество кандидатов «с реальным боевым опытом». За это, помимо прочего, систематически вступает спикер нынешнего созыва Вячеслав Володин. Кстати, он стал одним из первых, кто быстро считал сигнал Путина о желаемых кадровых переменах. «Это те, кто служит стране, а не набил карманы в 90-е. Участники СВО должны получить возможности выходить на ведущие позиции в развитии экономики, социальной сферы, в системе государственной и муниципальной власти. Принципиально важный и правильный подход», — отметил Володин. Можно считать это своего рода девизом на новые выборы в ГД, да и в заксобрания регионов тоже.
Новым кадрам, впрочем, предстоит вписаться в структуру уже существующей политической системы, потому что ею в целом президент вполне доволен. Он несколько раз делал акцент на суверенитете и устойчивости политической системы в условиях СВО, а также особо отметил усиливающуюся роль парламентской дипломатии, назвав саммит «Россия — Африка» «настоящим прорывом». Об этом я, кстати, писал еще минувшей осенью — на внешнеполитическом поле сформировался своего рода триумвират: президент реализует взаимодействие на уровне глав государств, МИД работает на уровне ведомственной дипломатии, Госдума и ее спикер — на уровне дипломатии парламентской. Полагаю, что эта схема закрепится и в будущем.
Разумеется, кадровое обновление неизбежно ставит вопрос выбывших. О том, кто это будет, догадаться несложно — речь не о конкретных именах и фамилиях, скорее, это собирательный образ пассивного и осторожного чиновника/депутата, работающего в режиме экономии себя любимого и постоянно оглядывающегося назад в надежде на «откат к заводским настройкам». В приоритете те, кто свой выбор уже сделал и начал активно действовать в конкретных делах с видимым результатом. В общем-то, то самое володинское «кто служит стране, а не набил карманы в 90-е» предельно точно характеризует это соотношение сил.
Telegram-канал «Юрий Долгорукий»