Рынок труда стремительно меняется, что осложняет принятие решения о выборе профессии, которая будет востребованной через 4-6 лет. Это касается как будущих абитуриентов, так и просто молодых людей, пытающихся выстроить свои профессиональные и карьерные планы. Вместе с экспертами «РосБалт» разбирался в ситуации.
Раз в два года Всемирный экономический форум (ВЭФ) публикует отчет Future of Jobs Report — исследование ожиданий работодателей о том, как будет меняться ситуация на рынке труда под влиянием глобальных социально-технологических и технологических тенденций. В выпуске, который вышел в мае 2023 года, представлен прогноз до 2027 года.
Проанализировав ответы представителей 803 компаний в 27 отраслях из 45 стран, в которых в совокупности работают более 11,3 миллиона человек, эксперты зафиксировали, что более 85% из них уверены, что внедрение передовых технологий и расширение цифрового доступа приведут к изменениям в их бизнесе. Также подчеркивается значимость влияния расширения применения социальных, управленческих и экологических стандартов.
Более 75% компаний намерены внедрять технологии больших данных и искусственного интеллекта. При этом, полагают участники опроса, при сохранении текущих темпов изменений 83 млн из 673 миллионов рабочих мест, описанных в отчете, исчезнут, однако появятся 69 млн новых.
Изменение структуры рынка труда, в частности, будет обусловлено нарастанием автоматизации: к 2027 году планируется автоматизировать 42% бизнес-задач, из которых 65% будет связано с обработкой данных, а 35% — с логическими рассуждениями и принятием решений. Впрочем, стоит оговориться, что прошлый рейтинг предполагал, что уже к 2025 году будут автоматизированы 47% задач, однако скорректированный прогноз показывает, что эти процессы идут не столь быстро, как считалось ранее.
Среди перспективных профессий, как ожидается, окажутся специалисты по искусственному интеллекту, машинному обучению, устойчивому развитию, электронной торговле, большим данным, а также дата-аналитики, маркетологи, диджитал-стратеги, бизнес-аналитики, аналитики информационной безопасности. Переход экономики на возобновляемую энергию, активно продвигаемый во многих странах, может вывести в списки перспективных профессий инженеров по возобновляемой энергии и солнечным электростанциям.
Прогнозируется, что к 2027 году уменьшится потребность в банковских и почтовых служащих, кассирах, бухгалтерах (в том числе, занимающихся начислением зарплаты), секретарях, специалистах по учету и хранению материалов, продавцах, охранниках, рабочих-сборщиках, а также телемаркетологах.
Эксперты полагают, что российский рынок труда в ближайшие годы также претерпит серьезные изменения. Это обусловлено потребностями экономики. В то же время очевидно, что столь масштабные трансформации потребуют и согласованности с вузовским стандартами и развития быстрых программ дополнительного образования.
«После тридцатилетнего построения экономики услуг наступило прозрение. Под давлением геополитических событий на всех уровнях власти заговорили о технологическом суверенитете и построении конкурентоспособной высокотехнологичной экономики. А для такой экономики нужны не бесконечные „бумажные“ реформы национальной системы образования, а стройная подготовка необходимого количества квалифицированных сспециалистов по стратегическим направлениям», — отметил в комментарии «РосБалту» ведущий научный сотрудник, Лаборатория социального моделирования ЦЭМИ РАН, к. э.н Сергей Гатауллин.
По его мнению, можно предположить, что потребности рынка труда в горизонте 4-6 лет под давлением повышения производительности интеллектуальных аналитических и робототехнических систем продолжат смещение от обеспечения существующих бизнес-процессов к созданию новых продуктов и цифровых решений.
«И это значит, что на уровне высшего профессионального образования будет происходить разворот от освоения прикладных компетенций к получению обучающимися качественного фундаментального образования, позволяющему разобраться в любой проблематике в разрезе концепции lifelong learning (непрерывное образование и совершенствование в течение жизни — ред.). Что касается трендов образовательных траекторий на ближайшее десятилетие, то искусственный интеллект, аналитика больших данных, обеспечение кибербезопасности и киберинжиниринг с приложениями в приоритетных отраслях цифровой экономики будут лидировать», — полагает эксперт.
Развитие цифровых технологий во всех сферах деятельности подталкивает к появлению новых специалистов в сфере разработки программного обеспечения, аналитики баз данных, кибербезопасности и других ИТ-направлений, отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко.
«Постепенно ИТ-технологии будут использоваться повсеместно — от сельского хозяйства и науки до туризма и индустрии красоты. Потребность в таких специалистах развивается регулярно. Например, среди перспективных профессий — архитектор цифровых офисов, который будет создавать программы под запросы компаний; сборщик датасетов — собирать примеры для обучения ИИ; специалист по верификации данных — разрабатывать и применять алгоритмы проверки данных. Не обойтись также без разработчиков и аналитиков моделей big data. Ежегодно объем данных, генерируемых компаниями и организациями, увеличивается. Специалисты по анализу данных помогают извлечь ценную информацию из больших объемов данных, что позволяет компаниям принимать обоснованные решения. Наиболее популярные в этой области профессии: специалист по обработке баз данных, аналитик данных и др.», — отмечет Щербаченко.
По его словам, также будет многократно расти спрос на специалистов в области разработки, программирования и обслуживания роботов: специалисты могут заниматься созданием роботов для медицины промышленности, транспорта и других областей. Еще одно перспективное направление — биотехнология/биомедицина, влияющее на развитие медицины, энергетики, сельского хозяйства, пищевой промышленности. Наиболее востребованными станут разработчики биоматериалов, химики-технологи и другие.
Потребуются экономике и специалисты, занимающиеся проблемами экологии, охраны окружающей среды и устойчивого развития. Перечень их компетенций достаточно широк, поясняет Щербаченко: они анализируют цепочку поставок, бизнес-модели, мировые социальные и экологические тренды, чтобы развивать бизнес с учетом финансовых и нефинансовых рисков. Например, для строительной компании наиболее важны вопросы охраны труда, безопасности использования материалов, биоразнообразия мест, где строится тот или иной объект.
Прогнозирование — дело непростое. Зачастую в своих предположениях эксперты, обозначив тенденцию, переоценивают скорость ее влияния на рынок труда, которая может зависеть от многих привходящих факторов: готовности бизнеса к реализации проектов в технологических отраслях, инвестиционного климата, способности образовательной сферы готовить необходимых специалистов, настроенности государства на широкую модернизации экономии.
В 2013 году в Московской школе управления «Сколково» совместно с Агентством стратегических инициатив был подготовлен атлас 100 новых и 30 устаревающих профессий. К числу последних (с прогнозом до 2020-года) были отнесены турагент, архивариус, машинист, копирайтер, лифтер, лектор, швея, оператор call-центра и почтальон. А после 2020 г. в число таковых, предполагали эксперты, попадут нотариусы, вахтеры, прорабы, провизоры, логисты, шахтеры, журналисты, юрисконсульты и даже инспекторы ДПС. Однако реальность оказалась иной.
«Дефицит рабочей силы присутствует на каждом производстве. И особенно остро вопрос встает, когда требуются технические специалисты с опытом: от швеи до токаря. Спрос на людей, которых раньше выпускали техникумы, вырос многократно. Специалисты с разрядами сейчас могут получать зарплату, сопоставимую с IT-сферой, что стало уже предметом шуток над программистами. Например, токарю сегодня предлагают от 130 тыс. рублей при пятидневной неделе и восьмичасовом рабочем дне, а при вахтовом методе работы (6/1 и 11 часов) — и до 215 тыс. рублей. Ценным сотрудникам готовы создавать максимально комфортные условия, помогать с переездом и ипотекой. Известно, что сейчас рабочие специальности не популярны, однако сегодня данный сегмент рынка наиболее комфортен для претендентов за счет отсутствия конкуренции, большого выбора вакансий близ места проживания, возможностей серьезного профессионального и карьерного роста», — рассказала «РосБалту» директор по персоналу ГК «Эксцельсиор Ксения Юркова.
Вместе с тем очевидно, что экономика, хоть и медленнее ожидаемого, перестраивается — автоматизация и механизация процессов будут только нарастать. «Автоматизация и внедрение робототехники в производственные процессы могут сократить потребность в рабочей силе в традиционных отраслях, таких как производство и сельское хозяйство. Программное обеспечение для автоматического ведения учета и проведения аудита может уменьшить спрос на специалистов области бухгалтерского учета, а развитие электронной коммуникации и документооборота, автоматизация процессов доставки — снизить потребность в работниках этих сфер. Однако это не означает автоматического сокращения занятости — люди будут переходить в другие специализации, требующие более тонкого труда», — указывает продюсер ТикТок, YouTube и Дзен Петр Тюрин.
По мнению экспертов, одними из самых необходимых в любой профессии навыков на ближайшее будущее станут умение адаптироваться к изменениям, гибкость, коммуникабельность и способность решать командные задачи, а в основе построения карьеры будут лежать развитие своей профессиональной уникальности, наращивание компетенций (мультидисциплинарность) и постоянное самосовершенствование в новых технологиях.
«Выбор специальности абитуриентами часто основывается на текущем восприятии рынка труда, будущих карьерных перспективах и личных интересах. Предпочтения могут смещаться в сторону более технологических и инновационных специальностей, особенно с учетом растущего влияния цифровизации на все аспекты жизни. Тем не менее, важно, чтобы выбор профессии также учитывал индивидуальные склонности, интересы и даже темперамент, поскольку все это будет способствовать удовлетворенности работой и успешной карьере в долгосрочной перспективе», — подчеркивает Петр Тюрин.
Елена Дудина