На самом деле долги россиян очень низкие по сравнению с тем, что наблюдается в развитых и даже сопоставимых по уровню жизни с РФ странах. Так, в России общие долги (по ипотеке и автокредитам, а также беззалоговым потребительским кредитам) составляют 25-28% от ВВП. Средний показатель по Евросоюзу — 58%, в США — 75%, в Канаде — 104%, а в Южной Корее — 106%. В Китае, чей подушевой ВВП примерно равен российскому ($11-12 тыс.), задолженность населения по итогам первого полугодия 2023-го достигла 65% (год назад — 61%).
По всем мировым критериям задолженность россиян считается не просто некритичной, но недостаточной. Эта недостаточность объясняет низкое потребление в России, а низкое потребление — это всегда тормоз экономики. Значит, кредитных денег недополучают жилищный рынок, автопром, товары длительного пользования, образовательная система и т. д.
В общем, россиянам есть еще куда расти по уровню кредитной задолженности.
Для ряда товаров кредит вообще выгодное явление. В первую очередь, это ипотека. Везде в мире цены на жилье растут опережающими общую инфляцию темпами. В России на длинном отрезке в 25 лет этот рост укладывается в формулу «уровень инфляции +2-4%». Жилье по ипотеке в России сроком на 20 лет за счет процентов обойдется в 2-2,5 раза дороже первоначальной суммы, но за это время оно подорожает в 3-5 раз. Если купить жилье «про запас», как многие делают — например, детям, — то сдача его в аренду при средней доходности около 4% за 10 лет отобьет еще 40% цены.
Все участники рынка, да и значительное число потребителей, помнят, сколько стоило жилье раньше и сколько сейчас. Например, в 1999 году однушку на окраине Москвы можно было купить за $20 тыс. Сейчас она будет стоить минимум $80-90 тыс.
Именно такими простыми расчетами был обусловлен ипотечный бум последних двух лет, когда действовала льготная ипотека. При процентах за кредит в 6-8%, инфляции в 7-12% и подорожании жилья за эти два года на 15-20% ипотека была выгодной.
Не стоит забывать и о том, что часто сделке с новостройкой предшествует продажа вторичной недвижимости (до 30-40% сделок проходят по такой схеме). Таким способом россияне «расширяют» жилье. Условно, продают бабушкину квартиру в 40 кв. м и, добавив кредитных денег, покупают квартиру в 60-70 кв. м и больше.
При этом россияне продолжают жить очень скученно, и потенциал «расширения» жилья в стране огромный. Так, в Москве в среднем на одного человека приходится лишь 19 кв. м, а по России — 26-27 кв. м. В Польше, которая ненамного богаче нас, на человека приходится 35 кв. м. Даже в Китае, который мы привыкли считать страной с очень высокой плотностью населения, площадь жилья на душу населения в 2020 году составляла в среднем 41,7 кв. м.
О второй, социально-психологической причине. Недавно я изучал большой массив социологии по СССР и ранней РФ. И один из авторов исследований в 2004 году предрекал ипотечный бум в стране именно по психологической причине: россияне за прошедший век «наелись» изъятий денег при обменах, дефолтов, принудительных займов — и как только мы станем жить побогаче, то бросимся вкладывать деньги в самый понятный актив, жилье. Т.е. россияне несут деньги в недвижимость, как только они появляются, из-за недоверия власти.
Эту тенденцию видно по активам нашего начальства и особенно по уголовным делам на него, когда начинают перечислять «нечестно нажитое». Там всегда фигурируют десятки квартир, земельных участков. Из числа таких последних дел: один известный тележурналист, против которого возбуждено уголовное дело, как выяснилось, сдавал в Москве 11 квартир.
Что же касается потребительского кредитования, то психологи говорят, что россияне потреблением «заедают стресс», накапливающийся с 2020 года, — кроме как новым смартфоном или турпоездкой порадовать себя больше нечем.
Павел Пряников, публицист, автор Telegram-канала «Толкователь» — для Telegram-канала «Незыгарь»