Posted 28 февраля, 13:00
Published 28 февраля, 13:00
Modified 28 февраля, 13:00
Updated 28 февраля, 13:00
У меня складывается впечатление, что спортсменов в России всячески пытаются приучить к тому, что они бессловесны, что все спущенные сверху решения они должны поддерживать по определению, а если кто-то из них позволит себе открыть рот, то кара прилетит моментально. Главное право — быть благодарным за госфинансирование. И точка!
Причем прессинг спортсменов — вольно или невольно — идет с разных сторон.
Два последних года почти никто из атлетов с гражданством РФ не высказывается о политике и не заявляет о поддержке действий российских властей. Потому что неосторожное высказывание может привести к бану от МОК и международных федераций, к лишению возможности куда-то поехать. Спортсмены уже радуются, если их не зовут ни на какие собрания, после которых потом придется удалять фотографии из соцсетей, как делала год назад Этери Тутберидзе.
Но и внутри России, где вроде бы «своим» спортсменам должна быть оказана максимальная и всесторонняя поддержка, прессинг только усиливается. Нельзя быть чем-то недовольным. Недоволен — значит, нелоялен.
Мы как-то незаметно вернулись в советские времена, когда не бывало интервью по душам. Сколько лет я листал «Советский спорт» — живое слово от спортсменов, тренеров там найти было нельзя. Если даже в 80-е годы спортивную звезду приглашали в редакцию, надо было обязательно придумать какую-то тему. Например, круглый стол о проблемах детско-юношеского спорта. Неважно, что звезде это неинтересно. Неважно, что читатель тоже хотел бы другого.
Так ведь не только в спорте было — во всем. В руки на днях попался «Советский экран». Виталий Соломин в декабрьском номере говорит о планах на будущий год: «Хотелось бы получить роль простого советского человека, с нормальной трудовой судьбой, строителя коммунизма». Симпатичный и интеллигентный Виталий Соломин… Но по-другому нельзя. Или так, или вообще никак. Без вариантов.
Вы удивитесь, но из находящихся в стране, по-моему, только Ольга Бузова говорит о том, о чем думает, и так, как в голову взбрело. Хотя не уверен уже и в ней — давно не слышал.
Почему об этом пишу? Очень зацепила на днях очередная история с уже абсолютно шаблонным развитием. Ангелина Мельникова — олимпийская чемпионка Токио-2020 в командном многоборье, чемпионка мира-2021 в личном многоборье и четырехкратная чемпионка Европы в спортивной гимнастике — выложила фотографию «усиленного питания для спортсменов». Овощи, немного супа и четвертинка грейпфрута.
«Так как на базе в последние дни вообще есть нечего, у нас во времена ковида очень сильно упало и качество питания, и его разнообразие в целом, мне приходится выживать на овощах, хотя я сомневаюсь, что моим мышцам для восстановления достаточно разваренной капусты. Грустно, печально, верните былое», — пишет девушка в соцсетях.
И что тут моментально началось! У нас давно уже в мире спорта нет выводов в жанре «проверим факты», «внесем исправления в рацион» — сразу же включили истошный ор тренеров, функционеров и прочих в адрес спортсменки: «Слишком многого стала хотеть в последнее время», «Здесь ей не ресторан»…
Допускаю, что деньги кончаются, что все они ушли на «Игры будущего» и прочие «альтернативные Олимпиады». Но сразу делать во всем виноватой спортсменку, не начиная никаких разбирательств, — это слишком даже для нынешней ситуации…
Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», член исполкома Федерации спортивных журналистов России, доцент Финансового университета при правительстве РФ