Posted 28 февраля, 17:00
Published 28 февраля, 17:00
Modified 28 февраля, 17:00
Updated 28 февраля, 17:00
Разговоры о том, что Китаю выгоден продолжительный конфликт в Украине, в котором завязнут обе стороны противостояния, как минимум спорны.
Да, китайцы получают некоторую прибыль от возможности скупать за бесценок российские ресурсы и почти на безальтернативных основаниях втридорога поставлять на российские рынки свою продукцию, замещающую германские или японские товары. Но косвенные потери от разбалансировки мировой торговли, в которую Китай серьезнейшим образом интегрирован, нестабильности на рынках, торможения европейской экономики — одного из трех главных торговых партнеров Пекина — на порядок превышают все выгоды.
Скажем, из-за роста цен на рынках продовольствия оказалась фактически потеряна та прибыль, которую китайцы получили за счет дешевых энергоносителей. А тормозящей экономике Поднебесной нужнее не кризисы, а стабильный рост у партнеров и нормализация мировых экономических и логистических связей.
И кроме всего прочего — долгий конфликт неизбежно укрепляет как европейское, так и трансатлантическое военное сотрудничество и подразумевает резкий рост оборонных бюджетов, усиление вооруженных сил, увеличение количества и масштабов учений, восстановление находящегося в кризисе в последние годы западного военно-промышленного комплекса. То есть реанимацию американо-европейско-японского военного партнерства, перевод его на новый уровень с тем, чтобы через два-три года военная машина условного Запада стала на порядок более эффективной. Что Пекину, даже если он и не собирается силой возвращать Тайвань «в родную гавань», совершенно не нужно. Поскольку теряется возможность играть мускулами и использовать резко выросшую в количестве и качестве китайскую армию как инструмент для давления и расширения своей сферы влияния.
Объединенный Запад и стремящиеся к нему страны условного Востока, вроде Индии или Индонезии, могут кратно перекрыть все китайские ставки, а усиливать гонку вооружений для Пекина опасно — с учетом накопившегося массива внутренних социальных и экономических проблем.
Фактически украинская проблема бьет сразу и по китайской экономике, и по стратегии достаточно тихого, незаметного, но планомерного укрепления армии — что в итоге так или иначе вынудит Китай определяться. Причем не с поддержкой Москвы — угроза этого декларируется для создания инструментов торга со Штатами и Европой, — а с необходимостью наращивать усилия для скорейшего прекращения конфликта. Поскольку беспорядок планетарного масштаба, не нужный ни одному государству или блоку, которые планируют зарабатывать, играя по правилам, пора прекращать.
Андрей Никулин, философ, политолог