Дональд Трамп уверенно выиграл первичные выборы в Южной Каролине, получив без малого 60% голосов. Казалось, путь к победе не только открыт, но и короток: 5 марта — «супервторник», в который праймериз проходят в 16 штатах и разыгрывается 36% мандатов делегатов съезда Республиканской партии. Такими темпами уже в этот день Трамп имеет все шансы заручиться поддержкой большинства делегатов, т. е. обеспечить себе выдвижение. Есть ли «но»? Есть, и это Никки Хейли.
Она проиграла в своем родном штате, что, казалось бы, стало катастрофой. Но не совсем так: она проиграла явному фавориту, бывшему президенту, набрав почти 40% голосов, — опросы ей предрекали лишь немного выше 30%. Объяснение поражения лучше всего сформулировал один из американских комментаторов: «жители Южной Каролины любят своего бывшего губернатора, но Трампа они любят сильнее».
Объяснение же успеха нельзя сводить только к тому, что за Хейли, очевидно, голосовали многие избиратели, зарегистрированные как независимые или даже сторонники Демократической партии. В Южной Каролине праймериз «открытые», каждый избиратель может голосовать на праймериз любой партии (но только одной), а состоявшиеся в начале февраля праймериз демократов были лишены интриги (Байден набрал более 90%) и отличались невысокой явкой: многие сторонники этой партии предпочли отдать свой голос на праймериз республиканцев — разумеется, против Трампа.
Заслуживает внимания и то, что среди избирателей с высшим образованием Хейли почти догнала Трампа (47% против 51%). Значит, ей удалось создать другую, «нетрамповскую» повестку в Республиканской партии. Как она сама заявила, признавая поражение, «я по образованию бухгалтер и прекрасно понимаю, что 40% — это не 50%, но я знаю и то, что 40% — это немалая группа, огромное число избирателей на республиканских праймериз заявляют, что хотят альтернативы».
Хейли продолжает движение к супервторнику и по масштабам агитации не испытывает недостатка в средствах. Она уже стала «тяжеловесом» Республиканской партии, обрела общенациональную узнаваемость и репутацию политика, способного на энергичную и эффективную кампанию. Надеется ли она, что Трамп выиграет праймериз, но получит обвинительный приговор по любому из четырех возбужденных против него дел? Напомним, по опросам, более 50% всех избирателей заявляют, что в таком случае голосовать за него не будут — а это заставит руководство Республиканской партии крепко призадуматься.
Но если Трамп все же станет кандидатом в президенты, то даже в случае победы в ноябре он «процарствует» только один срок. И к 2028 году в полный рост встанет проблема не только кандидата на следующих выборах, но и переопределения Республиканской партии «после Трампа» — а на весомую роль в решении этих вопросов Хейли, похоже, сделала неплохую заявку.
Борис Макаренко, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co