Posted 22 февраля, 19:26
Published 22 февраля, 19:26
Modified 22 февраля, 19:29
Updated 22 февраля, 19:29
Очередной, уже 13-й по счету пакет санкций против РФ, который Евросоюз готовит ко второй годовщине начала СВО, не сможет нанести какого-либо серьезного вреда российской экономике — такая точка зрения превалирует сейчас в публикациях западных СМИ. Брюсселю предъявляют претензии в том, что он сосредоточился на преследовании небольшого числа компаний, нарушающих ранее введенные рестрикции, вместо того чтобы попытаться всерьез ограничить доходы России от продажи нефти и газа или перекрыть ей доступ к современным технологиям, которые можно использовать для наращивания боевого потенциала.
Напомним, что накануне послы Европейского союза, как сообщила председательствующая в нем Бельгия, «достигли принципиального согласия» по новому раунду ограничительных мер в отношении России. Из ряда утечек в прессу уже известно, что 13-й пакет санкций может быть направлен против компаний не только из России, но и из других стран, которые, по мнению властей ЕС, нарушают режим санкций. В их числе называются Китай, Индия, Турция, Казахстан, Сербия, Таиланд и даже Шри-Ланка, То же касается и физических лиц — в частности, есть сведения, что в «черный список» может быть включен глава Минобороны Северной Кореи. Всего по данным портала EU Observer, санкции в рамках 13-го пакета затронут 193 физических и юридических лица, чьи активы в ЕС будут заморожены.
Еще менее масштабными выглядят секторальные санкции. Несмотря на настойчивые требования ряда стран, наиболее жестко настроенных против Москвы, Еврокомиссия приняла принципиального решение не добавлять в 13-й пакет никаких новых запретов на импорт товаров из РФ. Чаще всего в последнее время говорилось о необходимости заблокировать поставки в Европу российского алюминия, но на этот шаг в Брюсселе пойти явно не готовы.
Пока ожидается, что новые санкции будут направлены в другую сторону — с их помощью ЕС попытается снизить возможности российского ВПК, в том числе, путем запрета сотрудничать с компаниями, участвующими в производстве вооружений и поставке технологий и электроники двойного назначения. Также рестрикции коснутся военной логистики — в Брюсселе разработаны меры, направленные против судоходных компаний, которые, по утверждению ЕС, занимаются перевозкой боеприпасов.
Теперь 13-й пакет санкций ждет утверждения Советом Евросоюза, причем это решение должно быть принято единогласно. Что касается предыдущих 12 санкционных пакетов, в общей сложности затрагивающих почти две тысячи компаний и частных лиц, то их действие продлено еще на полгода — до конца сентября.
Еврочиновники утверждают, что новый пакет существенно усилит санкционный режим в отношении России. Однако западная пресса не видит оснований для подобных утверждений. Агентство Bloomberg в очередной раз назвало новый пакет санкций «скромным», издание Politico — «символическим жестом», а Reuters подчеркивает, что выбран наиболее обтекаемый вариант, чтобы он не вызвал споров и его можно было успеть согласовать до 24 февраля.
Как отмечал «РосБалт», странам, настаивавшим на более решительных действиях против России, в качестве компенсации пообещали, что после принятия 13-го пакета санкций власти ЕС тут же примутся разрабатывать 14-й. Однако главе европейской дипломатии Жозепу Боррелю уже пришлось признать, что в рядах членов ЕС растут разногласия по вопросу целесообразности усиления экономического давления на РФ.
«Учитывая отсутствие консенсуса среди стран Евросоюза и ожесточенное сопротивление Венгрии, которая продолжает стремиться к более тесным связям с Россией, становится ясно, что у ЕС заканчиваются варианты», — отмечает Politico Europe.
Более того, в ЕС все чаще звучат призывы обратить внимание на низкую эффективность прежних попыток нанести экономический ущерб России, вопреки всем броским заявлениям, что Москву таким образом удастся заставить пойти на уступки. Самым ярким примером здесь можно назвать price cap — потолок цен на российскую нефть в $60, введенный в декабре 2022 года странами «группы семи» (G7), Евросоюзом и Австралией. «Хотя изначально этот план работал, его эффективность в конечном итоге снизилась, поскольку Россия нашла способы обойти ограничения. Сегодня практически никакие партии нефти из РФ не продаются ниже price cap», — констатирует Politico.
То же самое можно сказать и про газ — в прошлом году на долю России по-прежнему приходилось около 15% процентов его импорта в ЕС, даже несмотря на то, что европейцы приложили значительные усилия, чтобы нарастить поставки сжиженного природного газа (СПГ) из США, Норвегии, Ливии и Алжира. По данным Centre for Research on Energy and Clean Air, за последние два года Евросоюз выплатил России за ее газ более 80 млрд евро, при этом такие страны, как Бельгия и Испания, в прошлом году даже увеличили его закупки у РФ.
Наконец, очевидным ударом по европейскому единству стала неспособность Брюсселя преодолеть сопротивление Венгрии по вопросу введения санкций против российской атомной промышленности. Будапешт последовательно блокирует все попытки в этом направлении, поскольку не собирается отказываться от плана по расширению АЭС «Пакш», в реализации которого Венгрии помогает Россия.
Москва со своей стороны неоднократно отмечала, что попытки разрушить российскую экономику нелегитимны, а введенные санкции не дают результата и не способны ничего изменить в политике Кремля.
Михаил Макаров