Турецкие компании, которые торгуют с Россией, сейчас обговаривают с Анкарой вопрос особого порядка расчетов. Сейчас сделки с 33 странами Турция ведет, минуя банковскую инфраструктуру. В частности, речь идет о Кубе, Республике Беларусь и Таджикистане. Теперь к этому списку, скорее всего, будет добавлена и Россия.
Симптоматично, но к этому толкают шаги самого Евросоюза. На днях ЕС намерен ввести в действие 13-й пакет санкций против России, в котором под ограничения попадут около 200 физических и юридических лиц из Турции, КНР, Индии, Шри-Ланки, Таиланда, Казахстана и Сербии. В черновом варианте следующего, 14-го пакета уже фигурируют компании из ОАЭ, Кыргызстана, Узбекистана и Армении.
Все это означает, что список стран, которые начинают искать альтернативные каналы организации финансовых транзакций, будет только расти. При этом в Евросоюзе это также видят. В Брюсселе неформально признают наличие возможностей обхода ограничений. И это действительно так: санкции стимулируют страны быстрее внедрять цифровые инновации. Тот же цифровой рубль, который как проект мог бы еще годами пребывать на этапе подготовки, становится реальностью уже в этом году. Использование цифровых финансовых активов, токенов, NFT и криптовалют для проведения транзакций в мире только усиливается, а санкции становятся катализатором цифровизации финансовой сферы.
А вот страны, которые вводят санкции, явно расслабились. Те же ФРС США и ЕЦБ так и не разработали своих платформ для цифровых валют. В США лишь в июле прошлого года была запущена система моментальных платежей FedNow. Эта система настолько «крутая», что к ней до сих пор не присоединились некоторые крупные банки в США, как, например, Citigroup или Bank of America.
Вашингтон и Брюссель до сих пор полагаются на свою классическую банковскую инфраструктуру и санкции как инструменты конкуренции в мире. Однако уход сделок Турции с Россией из банковской инфраструктуры будет означать все меньшую востребованность глобальной финансовой системы, базирующейся на долларе и евро. И чем больше стран обнаруживают свои компании в санкционных списках, тем больше это их толкает в сторону внедрения цифровых инноваций.
Telegram-канал «Черный лебедь»