Министр обороны Сергей Шойгу вечером во вторник в ходе встречи с президентом Владимиром Путиным опроверг широко распространившиеся на Западе слухи о том, что Россия вот-вот разместит ядерное оружие в космосе для того, чтобы получить возможность уничтожать вражеские спутники.
Глава государства попросил объяснить, почему в недружественных странах снова поднимается эта тема, «причем на достаточно высокой эмоциональной ноте», хотя Россия последовательно призывала не только соблюдать все договоренности, которые имеются в этой сфере, но и предлагала многократно усилить эту совместную работу. «Наша позиция ясна и прозрачна: мы всегда были категорически против и сейчас против размещения ядерного оружия в космосе», — подчеркнул Путин.
У нашей страны нет планов размещения в космосе ядерного оружия и «применения каких-либо других элементов ядерного оружия по спутникам или по созданию полей, которые не позволят работать эффективно спутникам», ответил Шойгу. «То есть: у нас этого нет, они знают, что у нас этого нет, но тем не менее поднимают шум», — добавил он.
По мнению главы Минобороны, причина, по которой это происходит, в частности, в США, заключается в необходимости «напугать сенаторов и конгрессменов для того, чтобы продвинуть и продавить выделение тех средств, которые якобы направлены не просто для Украины, а для того, чтобы противостоять России, нанести ей стратегическое поражение». Кроме того, ставится еще и задача «возобновить и подвигнуть нас, может быть, так неуклюже, к диалогу по стратстабильности» (цитаты по стенограмме на официальном сайте Кремля).
В конце прошлой недели конгрессмен-республиканец Майк Тернер выступил с сенсационным предупреждающим о некой «серьезной угрозе национальной безопасности США». Затем появилось уточнение: речь идет о том, что у Вашингтона есть новые разведданные, касающиеся российского ядерного потенциала и попыток разработать оружие космического базирования.
В эксклюзивной статье американского издания Politico говорится, что высокопоставленные представители разведки и администрации США уже более года «отслеживают прогресс России в производстве ядерного противоспутникового оружия космического базирования, собирая информацию о его конструкции, сборке и испытаниях», причем эти данные держались в секрете. Но поскольку в последние недели Белый дом начал все больше беспокоиться о том, что Москва предпримет шаги по запуску своего устройства, было решено поделиться этими опасениями и соответствующей информацией с избранной группой законодателей на Капитолийском холме, в которую, очевидно, входил Тернер.
В минувший четверг Белый дом официально распространил сообщение о том, что Россия разрабатывает противоспутниковое оружие, угрожающее Америке. На этом этапе последовала реакция Москвы — пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал обсуждение этой темы уловкой администрации Байдена, а замглавы МИД России Сергей Рябков, комментируя тему, использовал фразу «злонамеренное сочинительство».
Однако информационная кампания в западных СМИ продолжилась, приобретая все больший резонанс. В частности, агентство Reuters со ссылкой на аналитиков американской разведки сообщило о том, что оружие космического базирования, которое якобы может разрабатывать Россия, представляет не ядерную бомбу, а некое «устройство с ядерной силовой установкой», способное ослеплять или выводить из строя электронную начинку спутников. При этом утверждается, что «хотя ни Россия, ни Китай не смогут произвести ядерный взрыв в космосе, не затронув при этом свои собственные системы, они могут решить, что США есть что терять».
«Эксперты по безопасности и Белый дом говорят о растущей конкуренции между США, Россией и Китаем, желающими получить возможности нападения и контратаки в космосе. Это подогревает растущую обеспокоенность тем, что когда-то дремлющая космическая гонка между соперниками времен холодной войны снова набирает обороты, потенциально грозя перерасти в космические войны», — опасается агентство Bloomberg, отмечая, что «это открытие, возможно, стало шоком для большинства американцев».
На самом деле идея борьбы с вражескими спутниками возникла чуть ли не с момента начала освоения космического пространства, при этом неядерные средства, позволяющие уничтожать объекты на орбите Земли, существуют уже много лет, причем сразу у нескольких стран.
Китай. Первое успешное испытание противоспутникового оружия осуществили в КНР — 11 января 2007 китайцы прямым попаданием ракеты сбили собственный метеорологический спутник Fengyun на высоте 865 километров.
В 2013 году американские СМИ сообщили, что Пекин разрабатывает секретную противоспутниковую систему, в рамках которой был произведен испытательный запуск трех специальных космических аппаратов. Предполагается, что они способны менять орбиту, сближаться с другими спутниками, захватывать их или уничтожать при помощи манипулятора.
30 октября 2015 года было проведено успешное испытание ракеты Dong Neng-3, которая стала уже третьим противоспутниковым устройством, разработанным в КНР.
В недавнем отчете об оценке угроз Управления директора национальной разведки США говорится, что у КНР есть оружие, предназначенное для поражения спутников США и их союзников, и что «контркосмические операции будут неотъемлемой частью операций китайской армии».
Соединенные Штаты. Американцы также располагают разнообразным арсеналом противоспутникового оружия, разработанного в рамках программы национальной противоракетной обороны. 21 февраля 2008 года был успешно уничтожен вышедший из строя разведывательный спутник USA-193, находившийся на высоте 247 километров — его поразила противоракета SM-3, входящая в комплекс морского базирования Aegis («Иджис»), выпущенная с крейсера Lake Erie.
Также на вооружении США стоит наземная система противоракетной обороны на маршевом участке полета (GBMD), способная поражать цели на высоте до нескольких сотен километров. Для уничтожения спутников на низких орбитах может быть использован комплекс тактической ПРО THAAD («Тэд»).
В сентябре 2023 года США провели первый запуск новой группировки спутников, известной как Silent Barker, предназначенной для отслеживания китайских или российских космических объектов, которые потенциально могут вывести из строя или повредить орбитальные американские системы.
Индия. 27 марта 2019 года космический спутник на высоте около 300 километров при помощи ракеты удалось уничтожить Индии. Как заявил премьер-министр Нарендра Моди, это сделало страну «крупной космической державой».
СССР/Россия. Что касается нашей страны, то исследования в этой области начались еще в советское время, но держались в строгом секрете, из-за чего считалось, что приоритет в разработке противоспутникового оружия принадлежит США. Однако затем стало известно, что еще в 1979 году в Советском Союзе на боевое дежурство была поставлена система противокосмической обороны, в которую входил «истребитель спутников», способный совершать маневры на орбите и поражать там цели при помощи подрыва боеголовки со шрапнелью. Из-за опасности появления большого количества обломков, делающего орбиту непригодной для любых аппаратов, вступил в силу мораторий на испытания этой системы. Кроме того, СССР разрабатывал противоспутниковую ракету для высотного истребителя-перехватчика МиГ-31, велись исследования в рамках других проектов.
Современная Россия провела испытание противоспутникового оружия 15 ноября 2021 года — на высоте более 400 километров был разрушен недействующий отечественный космический аппарат «Целина-Д», находившийся на орбите с 1982 года. Он был поражен запущенной с космодрома Плесецк ракетой системы противокосмической обороны А-235 («Нудоль»).
Что касается использования ядерного оружия для уничтожения спутников, то эта тема также уже возникала в мировых СМИ. В октябре 2022 года «РосБалт» рассказывал о любопытной статье на эту тему, опубликованной выходящей в Гонконге газетой South China Morning Post. В ней говорилось о том, что ученые-физики Народно-освободительной армии Китая придумали, как бороться не просто с одиночными спутниками, а сразу с многочисленными группировками космических объектов, подобных системе спутниковой связи Strarlink, разрабатываемой компанией Илона Маска.
Идея заключается в том, чтобы произвести высотный взрыв атомной боеголовки мощностью 10 мегатонн, но не на орбите, поскольку это будет угрожать абсолютно всем космическим аппаратам, а на расстоянии 80 километров от Земли. Там еще есть достаточно воздуха для образования радиоактивного облака, которое затем поднимется на орбиту 500 км (именно там находится основная масса аппаратов Starlink). Спутники при прохождении через это облако будут частично или полностью повреждены.
По оценке китайских физиков, предложенная ими модель в точности повторяет поведение радиоактивного облака в высотных испытаниях ядерных зарядов, которые в 1950-60-х годах США проводили над акваторией Тихого океана.
Договор 1967 года, участниками которого являются США и Россия, запрещает подписавшим его сторонам размещать на орбите вокруг Земли «любые объекты, несущие ядерное оружие или любые другие виды оружия массового уничтожения».
Существует международный консенсус о том, что противоспутниковое оружие может нанести вред не только военной, но и гражданской инфраструктуре на орбите, в частности, неизбирательно уничтожить все системы спутниковой связи, ретрансляции, а также глобального позиционирования, созданные ведущими космическими державами: российскую ГЛОНАСС, американскую GPS, китайскую «Бэйдоу» и общеевропейскую Galileo, которыми активно пользуются миллионы жителей Земли.
В итоге, хотя президент США Джо Байден и считает, что у России есть потенциал, позволяющий вывести в космос систему, теоретически способную нанести урон спутникам, он заявил, что этого еще не произошло. «И мое ожидание, моя надежда заключаются в том, что и не произойдет», — подчеркнул глава Белого дома.
Михаил Макаров