Posted 10 февраля, 04:40

Published 10 февраля, 04:40

Modified 13 февраля, 10:27

Updated 13 февраля, 10:27

Нефть спешит на помощь России и Трампу

10 февраля 2024, 04:40
Ценам на Brent сулят рост на $10 за баррель уже к лету, что резко осложнит шансы Байдена остаться в Белом доме по итогам выборов.

Мировые цены на нефть к концу рабочей недели снова пошли в рост — в ходе пятничных торгов на лондонской бирже ICE стоимость фьючерса на нефть марки Brent с поставкой в апреле в первые с конца прошлого года превысила $82 за баррель.

Отмечая значительную инерцию рынка, который довольно длительное время находился в равновесии, несмотря на все события на Ближнем Востоке, экономические проблемы Китая и падение добычи в США, трейдеры ожидают, что в уже скором времени динамика изменения цен на нефть станет куда более высокой.

«Через четыре месяца после начала конфликта между Израилем и ХАМАС в секторе Газа цена на нефть колеблется около $80 за баррель — ниже, чем до начала боевых действий в начале октября. Жуткое спокойствие инвесторов отражает ожидания слабого спроса, обильного предложения и мягких санкций США в отношении Ирана. Но все три фактора могут измениться», — пишет Reuters.

С другой стороны, на рынке также имеется встроенный «клапан сброса давления». Страны ОПЕК+, такие как Саудовская Аравия, пытаясь поддержать цены, в совокупности добывают сейчас примерно на 5 млн баррелей нефти в день меньше, чем могли бы. «Если на рынке произойдут сбои, президент США Джо Байден мог бы попросить наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана открыть краны», — полагает агентство.

К одному из таких сбоев может привести эскалация активности хуситов (боевиков йеменского шиитского движения «Ансар Аллах»), которые продолжают угрожать судоходству в Красном море. Атаки хуситов на торговые корабли, включая нефтяные танкеры, у берегов Йемена (в первую очередь, в Аденском заливе) уже привели к тому, что морской трафик вместо самого быстрого пути из Азии в Европу, который пролегает через Суэцкий канал, приходится перенаправлять вокруг Африки. Из-за этого продолжительность поставок нефти при помощи танкеров увеличивается в среднем на две недели. Кроме потерь во времени, это также приводит к необходимости тратить больше топлива. В итоге, по оценке экспертов, только из-за действий хуситов рост мирового спроса на нефть в этом году может вырасти на 1,4 млн баррелей в день.

ОПЕК со своей стороны также прогнозирует дополнительный спрос в 2024 году на уровне 2,25 млн баррелей в день из-за резкого роста закупок нефтехимическими предприятиями в Китае и на Ближнем Востоке. Это намного превышает ожидаемый рост поставок нефти из стран, не входящих в нефтяной картель. Кроме того, ожидаемое снижение ставок ФРС США также способно стимулировать рост мирового ВВП и подстегнуть спрос на нефть.

Самый большой риск для стран-импортеров заключается в том, что Иран разыграет свой главный козырь и заблокирует Ормузский пролив. Это стратегически важный водный путь, соединяющий Персидский залив на юго-западе с Оманским заливом на юго-востоке и далее с открытым океаном.

Если Ормузский пролив, через который ежедневно проходит около 21 млн баррелей нефти (около пятой части мирового потребления) будет перекрыт Ираном, это почти наверняка поднимет цены на нефть намного выше $100 за баррель.

Впрочем, это самый радикальный из возможных сценариев развития ситуации на энергетических рынках в этом году. Куда более вероятен другой, также связанный с Ираном. Хотя санкции на экспорт нефти из этой страны, введенные США еще во время президентства Дональда Трампа, остаются в силе, контроль за их соблюдением становится все более слабым. По данным аналитической компании Vortex, экспорт иранской нефти, который еще в 2020 году составлял 500 тыс. баррелей в день, теперь увеличился почти до 1,5 млн баррелей в день.

«В преддверии президентских выборов в США, когда важную роль играют цены на бензин на внутреннем рынке, Байден не станет рисковать, добиваясь сокращения иранского экспорта, что ударит по карману его избирателей из числа американских автовладельцев», — полагает агентство Reuters.

Судя по обтекаемым заявлениям вашингтонских чиновников, это действительно так. «Соединенные Штаты продолжают привлекать Иран к ответственности за действия по эскалации ситуации на Ближнем Востоке. Мы не прекратим усилия, направленные на то, чтобы подорвать способность Ирана финансировать террористические группировки в регионе», — заявила пресс-секретарь Совета национальной безопасности Белого дома Эдриан Уотсон.

В свою очередь агентство Bloomberg, соглашаясь с мнением, что администрация Байдена была бы не прочь ужесточить контроль над продажей нефти Ираном, чтобы ограничить его финансовые возможности поддерживать боевиков на Ближнем Востоке, вместе с тем отмечает, что слишком сильное давление на Тегеран грозит привести к росту цен на нефть, что ударит как по вялому росту мировой экономики, так и по шансам Байдена взять верх в его матч-реванше с Трампом на президентских выборах в США.

Но даже если Вашингтон действительно попытается ужесточить санкции, ему будет сложно добиться эффекта, потому что Иран за последние годы сумел создать широкую сеть, позволяющую отправлять грузы и проводить платежи в обход американских ограничительных мер. «Подобные действия, том числе, создание „теневого“ флота нефтяных танкеров, помогли России смягчить последствия потолка цен на нефть, введенного против нее западными странами», — резюмирует Bloomberg.

Как бы то ни было, по прогнозу JPMorgan, который приводит CNBC, в ближайшие три месяца цена нефти марки Brent вырастет на $10 за баррель и достигнет $90 за баррель, причем для этого не потребуется эскалации геополитических рисков. Главную роль, как ожидается, сыграет сокращение мировых запасов, которые находятся на самом низком уровне с 2017 года.

Напомним, что вице-премьер РФ Александр Новак называл комфортным для России сценарий, при котором цены на нефть будут удерживаться выше $70 за баррель. При этом, как следует из опубликованных Минфином РФ «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов», в 2024 году нефтегазовые доходы федерального бюджета должны вырасти почти на треть по сравнению с прошлым годом — с 8,86 трлн рублей до 11,5 трлн рублей.

Михаил Макаров

Подпишитесь