Posted 9 февраля, 20:43
Published 9 февраля, 20:43
Modified 13 февраля, 10:27
Updated 13 февраля, 10:27
Самым обсуждаемым событием недели стало интервью президента Владимира Путина американскому журналисту Такеру Карлсону. Более чем двухчасовой формат общения позволил российскому лидеру подробно раскрыть причины, приведшие к принятию решения о начале СВО, осветить роль Запада в «украинском кейсе», а также высказать мнение о перспективах разрешения конфликта. Очевидно, что российская аудитория с тезисами президента хорошо знакома, однако для заинтересованного зарубежного зрителя интервью стало возможностью услышать точку зрения Москвы. Впрочем, в ответах Путина можно выделить два момента, которые ранее не были акцентированы столь явственно.
Отвечая на вопрос о виновниках подрыва «Северных потоков», он пояснил, что «заинтересованных может быть много, но залезть на дно Балтийского моря и осуществить этот взрыв могут не все», а также заметил, что у ЦРУ алиби на подрыв газопровода нет. Вместе с тем Россия не собирается соревноваться с США в пропаганде и доказывать их причастность к взрывам на «Северном потоке», поскольку можно «просто засветить свои источники информации», а результата не достичь, заявил Путин.
Также президент, в очередной раз напомнил, что РФ никогда не отказывалась от переговоров по урегулированию конфликта, а стамбульский процесс был прерван на финальном этапе по настоянию Запада — вероятно, из-за иллюзий, что Россию можно победить на поле боя. «Пусть теперь, если видят в Вашингтоне, что это неправильное решение, пусть откажутся от него, найдут какой-то предлог тонкий, не обидный ни для кого <…>. Не мы же приняли эти решения — там приняли решение, пусть они от него и отказываются», — подчеркнул Путин. Он также отметил, что США могли бы прекратить конфликт за несколько недель, прекратив поставлять Киеву оружие.
Западные политики и СМИ начали активно обсуждать интервью еще до его выхода. «Президент США Байден уверен, что лидеры палаты представителей конгресса выступают за поддержку Украины. Это независимо от того, как на них повлияет интервью», — заявил координатор Белого дома Джон Кирби Кирби, отвечая на вопрос, обеспокоены ли власти тем, что интервью подорвет поддержку Украины среди американских политиков.
В Еврокомиссии высказали сожаление из-за предоставления Такером Карлсоном такой площадки российскому лидеру. При этом, по мнению представителя европейской внешнеполитической службы Набилы Массрали, в интервью он не сказал ничего нового.
Между тем, как считает газета The Wall Street Journal, «интервью дало Путину шанс повысить его авторитет внутри страны и показать, что он все еще может заставить Запад слушать себя». Журналисты отмечают, что разговор с Карлсоном случился в поворотное время: «миллиарды долларов помощи Украине застряли из-за политического тупика в Конгрессе, а Вооруженные силы России наступают на поле боя в борьбе с украинскими войсками, которые испытывают острый недостаток боеприпасов и вооружений».
В свою очередь, британская The Daily Mail неожиданно увидела сенсацию в давно озвученном самими участниками событий факте о том, что «бывший премьер-министр (Борис Джонсон — ред.) „отговорил“ лидера ведущей партии Украины (Давида Арахамию — ред)» от подписания мирного соглашения. А немецкий телеканал NTV констатировал, что «президент России уверен в победе», «но ни о каких дальнейших занятиях территорий якобы речь не идет, „российская угроза“ — это химера стран НАТО».
На Украине главным событием недели стала отставка главкома ВСУ Владимира Залужного. Президент Украины Владимир Зеленский поблагодарил генерала за два года совместной службы и предложил «остаться в команде». Пост главкома получил Александр Сырский, ранее называемый в качестве одного из возможных преемников Залужного. Также стало известно, что с должности снят начальника Генштаба ВСУ Сергей Шаптала — его сменил Анатолий Баргилевич, занимавший пост командующего силами теробороны.
По словам главы офиса украинского президента Михаила Подоляка, решение о смене руководства ВСУ было принято, чтобы пересмотреть тактику действий, которая «не обеспечила в полном объеме должного результата в прошлом году». По его словам, новый главком должен «не допустить стагнации по линии фронта, негативно влияющей на общественные настроения».
Примечательно, что после назначения Сырского выяснилось, что его ближайшие родственники до сих пор проживают в России. Более того, если верить свидетельству соседей, вновь назначенный главком ВСУ чуть ли не ежедневно звонит своей матери во Владимир. Впрочем, Сырский — не единственный высокопоставленный украинский военачальник с российскими корнями. Например, командующий Объединенными силами Сергей Наев в 1987 году окончил Калининское суворовское училище, а в 1991-м — Московское высшее военное командное училище. Также российское военное образование есть у заместителя главкома ВСУ Михаила Забродского: в 1994 он окончил Военную инженерно-космическую Краснознаменную академию имени Можайского в Петербурге, а затем в течении пяти лет проходил службу в ВС РФ.
На протяжении минувшей недели американский Конгресс пытался договориться о единой позиции по выделению средств на решение проблем на мексиканской границе, а также финансированию Украины и Израиля. Республиканцы ожидаемо не приняли представленный сенатом компромиссный законопроект, заявив, что «он даже не позволяет приблизится к тому, чтобы положить конец катастрофе на границе, созданной президентом». В свою очередь, Джо Байден заявил, что намерен ветировать «финансирование Израиля без Украины», инициированное спикером палаты представителей Майком Джонсоном. Очередная попытка голосования за украинский пакет будет предпринята в ночь на субботу.
Уговаривать конгрессменов поддержать Киев отправился канцлер Германии Олаф Шольц. «Европа может внести большой вклад, но без вклада США ситуация для Украины была бы очень и очень сложной. Мы хотим этого вместе избежать», — заявил он.
Между тем, по данным агентства Bloomberg, Киев готовит план по изысканию средств на случай прекращения финансирования Вашингтоном и ориентированный на поддержку со стороны Международного валютного фонда. Он, в частности, включает «расширение продаж внутренних облигаций, повышение налогов и сокращение расходов», может помочь «заткнуть дыру в бюджете» страны и «получить деньги от МВФ».
Мария Осадчая