Цены на корма для собак и кошек вновь рванули вверх

7 февраля, 23:57
Лечить домашних питомцев также становится все дороже.

Российский рынок кормов и ветеринарных препаратов меняется, единственная постоянная величина в этом процессе — дороговизна. Это касается и импортной, и значительной части отечественной продукции.

В последние дни Россельхознадзор вновь ввел ограничения на поставки в Россию импортных кормов для домашних животных. С 31 января временный запрет действует в отношении продукции сербского предприятия итальянской Farmina — в одном из кормов ветеринарной линейки был обнаружен мышьяк. Впрочем, в Farmina Pet Foods подчеркнули, что под проверку попал корм на основе рыбы, которая способна накапливать мышьяк, однако его содержание в корме «значительно ниже предельно допустимого уровня, регламентируемого Национальным стандартом РФ». Компания заверила, что сотрудничает с компетентными органами для разрешения ситуации.

Также из «белого списка» из-за неоднократных случаев несоответствия заявленному составу выпала продукция нидерландского завода Hill’s: в корме для кошек Hill’s Science Plan нашли ДНК незаявленных в составе гороха, сои и рапса. Вместе с тем в «премиальных кормах» выявили замены мясных компонентов на растительные — для снижения себестоимости. Это была последняя площадка, поставлявшая продукцию бренда в РФ, — ранее под запретом оказались поставки с заводов Чехии и США.

Последствия себя ждать не заставили — профильные чаты заполнили сообщения встревоженных владельцев животных, покупавших корма даных марок. Однако речь, как оказалось, вовсе не об опасениях за их качество, а о неготовности искать им замену. На форумах вспомнили и о прошлогоднем отчете Роскачества, исследовавшего корма 25 российских и иностранных производителей. По итогам анализа оказалось, что лишь один образец «соответствует требованиям ГОСТа и опережающего стандарта Роскачества», к остальным возникли те или иные замечания (несоответствие заявленному количеству витаминов и мясной составляющей, превышения по металломагнитной примеси, наличие в пробах микотоксина фумонизин В1, ГМО, следов антибиотиков и пестицидов). Между тем Россельхознадзор уверяет, что в 2023-м в 4,4% исследованных проб импортных кормов были обнаружены нарушения, а в отечественных — только в 2,3%.

«Подобрать корм со сбаланстрованным составом, который кошка бы ела с удовольствием, находилась при этом в хороших кондициях, не испытывала проблем с походом в лоток, а анализы показывали, что организм работает как часы, не так просто. И естественно, когда корм найден, владелец не хочет его терять и даже готов до определенной степени мириться с подорожанием. Еще более сложно найти замену кормам ветеринарных линеек, которые иногда пожизненно предписано есть животным. Есть и другие проблемы. Например, многие владельцы кошек с диабетом очень болезненно перенесли уход влажных Mjau, Bozita, Animonda Carny, поскольку практически все отечественные влажные корма имеют большой процент углеводов, а для поддержании ремиссии необходимо не более 1-1,5%», — пояснила «РосБалту» заводчица Ирина Новикова.

Между тем интернет пестрит жалобами на то, что попавшие под запрет корма резко подскочили в цене: та же Farmina — до практически запретительного уровня. Справедливости ради заметим, что и раньше кормить питомцев продукцией сербско-итальянских производителей не было дешевым удовольствием: в марте 2023 года корма марки подорожали на 15%, в мае — на 12%, в августе — на 10%, в октябре — еще на 15%. Сегодня же разница с ценой конца зимы 2023-го составляет 70-100%.

Впрочем, верно и то, что, по данным Россельхознадзора, отечественные корма для домашних животных сейчас занимают 98% объема рынка (за 2023 год всего было импортировано 80 т). При этом на продукцию Hill’s и Farmina приходилось всего около 12,5% из общего импорта. А значит, владельцы собак и кошек уже массово переводят своих питомцев на отечественный корм.

«Запрет Россельхознадзора на ввоз большинства импортных кормов спровоцировал среди покупателей активный поиск альтернатив внутри страны. Эта ситуация дала возможность для развития отечественного производства и расширения ассортимента российских брендов. По данным NielsenIQ, из 7337 новых торговых марок, появившихся в январе–сентябре 2023 года на FMCG-рынке РФ, почти 3% — новые бренды зообизнеса. Это около 220 торговых марок, под которыми выпускаются как повседневные, так и лечебные линейки», — рассказала «РосБалту» интернет-маркетолог компании «Гранд-Альфа» Анжела Васюк.

Вместе с тем, указывает эксперт, качество российских кормов серьезно улучшилось, они становятся все более конкурентоспособными, а зачастую и не уступают зарубежными аналогами. «Многие бренды тщательно прорабатывают рационы, активно внедряют инновации, сотрудничают с ветеринарными специалистами и используют высококачественные ингредиенты. Это позволяет создавать продукты, соответствующие международным стандартам. Растет и число отечественных ветеринарных препаратов. Представители зоорынка усиленно работают на импортозамещение, а спрос на качественные ветпрепараты, в том числе их повседневное применение, поддерживает развитие этого сегмента рынка», — поясняет Анжела Васюк.

Однако похоже, что российские корма стремятся приблизиться к импортным не только по качеству, но и по цене. И с если с зарубежными поставками вопрос объясняется колебаниями курса рубля и усложнением логистических цепочек, то с подорожанием отечественной продукции покупателям смириться сложнее. Между тем резоны производителей также вполне понятны. Анонсируя февральское повышение цен на свою продукцию, российская «дочка» Nestle (Purina One, Pro Plan, Felix, «Гурмэ» и «Дарлинг») объяснила его «факторами 2023 года», среди которых — изменение себестоимости из-за роста закупочных цен на сырье (мясные, куриные и рыбные ингредиенты) на 11–25%, ослабление курса рубля, удорожание логистики и упаковки.

Примечательно, что в августе 2023 года Генпрокуратура и ФАС проводили проверку обоснованности роста цен на корма и ветпрепараты, которые с января успели к тому моменту подорожать в среднем на 20–30%. Результатом стало объявление руководителям 52 торговых предприятий предостережения о недопустимости картельных сговоров и неправомерного увеличения цен на указанные товары. При этом в ведомстве отметили, что «повышение цен на корма обусловлено изменением валютных курсов, нехваткой импортного сырья, а также разрывом логистических цепочек».

Список причин, влияющих на стоимость ветпрепаратов, более внушительный: «повышение затрат на производство и реализацию товаров, изменение мировых рыночных цен на фармакологические субстанции и вспомогательные компоненты для их изготовления, увеличение стоимости услуг по перевозке, подорожание расходных материалов и запасных частей для импортного оборудования». При этом по ряду позиций подорожание составляет куда более чем 20-30%.

«По прежним ценам вакцинация обходилась в 1800-2000 рублей. Вроде бы сумма небольшая, но если у вас три кошки и две собаки, то отдавать придется уже десять тысяч каждый год. А сейчас эта сумма стала ровно в два раза больше. Самые хорошие вакцины подорожали до четырех тысяч рублей — и то их не найдешь: владельцы животных охотятся за этими импортными препаратами», — отметил ветеринарный врач Михаил Шеляков. Одна из причин — желание путешествовать с питомцем: многие зарубежные страны пускают через границу только животных, привитых импортными вакцинами.

Также существенно выросли цены на препараты для противопаразитной обработки и на хирургические манипуляции (в основном — за счет значительного удорожания лекарственной составляющей).

«Все упирается в импорт, к сожалению. Это очень печальная тенденция. Возникает вопрос: а российская продукция хуже, что ли? Да нет, не хуже — есть достойные российские аналоги. Но в условиях капитализма, когда дорожает импорт, снижается конкуренция — и наши производители тоже начинают поднимать цены. И это совершенно неоправданно», — подчеркнул Шеляков.

Как считают эксперты, в России за последние десятилетия изменился стандарт содержания домашних питомцев: все больше владельцев не просто стремятся кормить животное сбалансированными коммерческими кормами, но и предъявляют повышенные требования к их составам, а также внимательно относятся к выполнению рекомендаций о графиках вакцинации и антипаразитных обработок.

«Сегодня на рынке появились достойные российские корма и вакцины. Однако покупатель (сейчас я говорю не о бюджетном сегменте) все же не готов платить за них, как за импортные. И представляется, что далеко не всегда ценообразование является справедливым: во многих случаях, полагаю, мы имеет дело с желанием зообизнеса побыстрее „отбить“ затраты, в том числе на недешевое оборудование, и выйти в прибыть», — высказывает мнение Ирина Новикова

Елена Дудина

#Экономика и бизнес #Главное #Всегда актуально #Бизнес #В России #Москва #Стиль
Подпишитесь