В расследовании взрывов «Северных потоков», похоже, скоро будет поставлена первая точка, которая так и не прояснит ситуацию и не снимет вопросов о том, кто виноват и что делать. Прокуратура Швеции хоть пока официально и не заявила о завершении своего расследования этого международного теракта на подводных морских газопроводах, но, судя по осведомленности западных СМИ, близка к тому, чтобы расписаться в бессилии.
В марте исполнится полтора года с того дня, когда в балтийских глубинах прогремели взрывы, которые искорежили и вывели из строя газотранспортную инфраструктуру, питавшую голубым топливом из России Западную Европу. По историческим меркам срок небольшой, но вполне достаточный для того, чтобы продвинуться в расследовании совершенного преступления.
Однако первый западный расследователь на этом пути зашел в тупик и готов демонстративно развести руками. Примечательно, что эту роль играет Швеция, которая непосредственно испытывает на себе последствия геополитического конфликта. Шведы вступают в НАТО, вместе с Финляндией отгораживаясь от РФ частоколом высокого военно-политического забора, но даже при таком очевидном раскладе Стокгольм не рискует политизировать процесс расследования взрывов балтийских газопроводов, предпочитая умыть руки и сослаться на объективные трудности.
Поначалу казалось, что коллективный Запад весь целиком и по отдельности примется раскручивать версию причастности к произошедшему российской стороны, что было бы логично в новой парадигме противостояния. Но чем больше всплывало публичных фактов, тем становилось очевиднее, что западные расследования вынужденно дрейфуют в другую и не совсем удобную для Запада сторону.
Как гласит давняя правоохранительная мудрость, в любом расследовании главное не выйти на самого себя или на таких партнеров и союзников, которые априори находятся в статусе неприкасаемой супруги Цезаря. Вполне возможно, что шведский прокурор Матс Люнгквист и впрямь сделал все возможное и от него зависящее, но так и не сумел добиться разгадки преступного деяния. Можно допустить, что въедливый швед все же представит какие-то второстепенные детали, которые ему и его команде удалось установить. Но мир ждет имена, пароли и явки заказчиков и исполнителей, а сенсации явно не произойдет.
Немецкая прокуратура, в отличие от шведских коллег, все еще пытается сохранить лицо, заявляя о продолжении своего расследования. Но, похоже, немцы всего лишь тянут время в надежде, что интерес к расследованию взрывов «Северных потоков» будет угасать по мере выхода из активной фазы геополитического противоборства. Обстановка в мире и международных отношениях так накалена, что представить себе громкие разоблачения с далеко идущими выводами сегодня сложно. Тем более что расследование, затеянное европейцами, упирается в тупик отношений Запада с Россией и в трудности объективной оценки происходящего.
Как было на самом деле и кто стоит за диверсией, в ближайшие годы точно не вскроется. Убийству Джона Кеннеди в прошлогоднем ноябре было уже 60 лет, а воз и ныне там. Но это не значит, что истина совсем уж обречена быть похороненной на морском дне, потому что в XXI веке навсегда утаить большой секрет куда труднее, чем раньше. А изменение ситуации в мире постепенно будет проливать свет на то, что произошло на Балтике 22 сентября 2022 года.
Telegram-канал «Мастер пера» специально для Telegram-канала «Друид»