Posted 5 февраля, 13:00
Published 5 февраля, 13:00
Modified 12 февраля, 15:20
Updated 12 февраля, 15:20
ФРС на прошлой неделе оставила ставку без изменений на уровне 5,25–5,5% годовых. При этом старина Пауэлл намекнул, что, вероятно, не стоит ждать снижения ставки на следующем заседании в марте.
Каковы аргументы в пользу того, что ФРС начнет снижать ставки в этом году? О снижении инфляции тут не будем говорить, давайте лучше коснемся двух менее очевидных доводов.
1. Рост производительности, похоже, ускоряется. Если мы посмотрим на самые последние имеющиеся у нас данные (за последние три месяца 2023 года) о производительности труда (общий объем выпуска в расчете на отработанный час с поправкой на инфляцию), то мы увидим, что темпы роста в годовом исчислении были положительными и увеличивались в течение последних девяти месяцев. В последнем квартале этот показатель составил 2,7%, что является довольно высоким показателем для периода pre-covid.
Небольшое примечание — на том же графике видно, что во время и после Covid наблюдался определенный всплеск производительности, но в основном это был «обманчивый» эффект — некоторые низкооплачиваемые работники были уволены, что создавало впечатление роста производительности. Это важное напоминание, что проблема использования ПТ в качестве показателя заключается в том, что она искажается рецессиями.
А вот наблюдать рост ПТ в условиях экономического бума — хороший сигнал. Это означает реальные улучшения в технологиях, бизнес-моделях, торговле и во всем остальном, что мы хотим видеть улучшенным.
Быстрый рост ПТ дает ФРС возможность снижать процентные ставки. Причина довольно проста: рост производительности по своей сути является дефляционной силой, поскольку производится больше товаров, что, как правило, приводит к снижению цен.
Короче говоря, быстрый рост производительности является положительным шоком для совокупного предложения. ФРС должна поддерживать рост совокупного спроса теми же темпами, что и совокупное предложение, чтобы поддерживать экономику в равновесии. И лучший способ увеличить темпы роста совокупного спроса — это снизить процентные ставки.
И еще один момент — повышение ПТ делает рост заработной платы «более безопасным» с макроэкономической точки зрения. Во время инфляционных эпизодов существует опасение, что быстрый рост зарплат увеличит издержки компаний, вынудив их повышать цены, что сподвигнет сотрудников требовать более высокой заработной платы, и т. д. (aka wage-price spiral). Более высокая производительность в некотором смысле «оправдывает» более высокую заработную плату; это означает, что затраты на производство каждой единицы продукции не увеличиваются.
2. Рынки и бизнес ожидают, что ФРС снизит ставки. Даже после недавних комментариев Пауэлла рынки ожидают, что ФРС существенно снизит ставки, начиная с весны. Какая тут взаимосвязь? Некоторая часть нынешнего экономического бума может быть вызвана этими ожиданиями сокращения ставок ФРС. Компании, возможно, сделали крупные инвестиции, предполагая, что они смогут с меньшими затратами погасить свой долг через один или два года. Если эти предположения окажутся ложными и ФРС сохранит ставки на более высоком уровне дольше, чем ожидают рынки, это может привести к банкротству некоторого числа компаний.
Telegram-канал «Свинское чаепитие»