Для начала определимся, о цене на какие услуги/товары идет речь. Мерч команды, стоимость билетов на футбол? Общая стоимость телеправ, к примеру, на футбольный сезон? Наверное, в странах со свободной экономикой рынок определит и сбалансирует все эти показатели. В России, понятное дело, будут опираться не на рынок, а на представления социально детерминированные.
Помню, лет десять назад, когда саранская команда впервые выходила в премьер-лигу, болельщики бузили: как можно билет за воротами делать дороже ста рублей? Им, чтобы не протестовали, на какое-то время сделали по 50. Ну, это реально смешно. Представьте заполненный стадион — тысяч 20-25 зрителей. Такого не бывает, конечно. Даже за 10 рублей не соберется. Но пофантазируем. Сборы — миллион, миллион с копейками. Матчей в году — 15. За выручку в 15-25 миллионов (ну, плюс телеправа и копейки от мерча) никто играть в премьер-лиге не сможет. Но ведь всегда может прийти на помощь местная власть. Здесь же столько миллионов избирателей! Нельзя оставить регион без футбола!
Говорить же хочется сейчас о теме, которую поднял глава ФИФА Джанни Инфантино (по-нашему — Деточкин). Справедливая, рыночная стоимость игрока. Ооо, это очень интересно. Россию сразу отодвигаем со стола, на котором фиксируем расчеты. Почему? Потому что в России есть «Зенит» с шальными деньгами «Газпрома». Его задача — думать не о балансе бюджета, а исключительно о том, чтобы ослаблять составы соперников. Куча игроков покупается просто ради того, чтобы сидеть на лавке. Понятно, что ни о какой реальной цене в таких условиях говорить не приходится. Но мы — о реальном футболе и его деньгах, а не о Питере о остальной России.
Итак, президент ФИФА Инфантино предложил определять цены на футболистов при помощи некоего нового алгоритма. Швейцарец выступил с речью на ежегодной юридической конференции в Токио (Япония). «Новый алгоритм позволит определить и справедливую стоимость трансферной комиссии. Это нужно, чтобы повысить прозрачность системы перехода игроков и помочь всем заинтересованным сторонам», — цитирует Инфантино «РБ Спорт».
По правилам ФИФА, в год есть два трансферных окна — летнее (1 июля — 31 августа) и зимнее (1-31 января), однако национальные лиги вправе сами смещать даты начала и окончания окон (в России даты вообще кардинально отличаются от мировых). Сейчас для перехода футболиста из одного клуба в другой достаточно договориться о выкупе его контракта. При таком раскладе, по мнению ФИФА, используются серые схемы, позволяющие отмывать деньги и нарушать финансовый фэйр-плей. Но реального алгоритма Инфантино, увы, не привел. Логично предположить, что глава ФИФА просто открыла дискуссию, в результате которой и выработается некое компромиссное решение.
Да только стоит вспомнить г-ну Деточкину, что любой, кто начинал бороться с агентскими схемами и вообще с агентами в футболе, заканчивал плохо. Надо ли напоминать о судьбах главы РФС Николая Толстых и главы УЕФА Мишеля Платини? Оба когда-то замахнулись на агентский бизнес. Сняли их, безусловно, совсем по иным причинам, но именно агенты первыми обозначили свое недовольство их заявлениями.
Проницательный читатель, конечно, скажет: а разве любой товар (игрок — это тоже товар) стоит не столько, сколько за него готовы заплатить и за сколько готовы продать? Это в условиях идеальной экономики. В футболе ее нет, наверное, не только там, где властвует «Газпром».
Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», член исполкома Федерации спортивных журналистов России, доцент Финансового университета при правительстве РФ