Posted 1 февраля, 17:00
Published 1 февраля, 17:00
Modified 1 февраля, 20:59
Updated 1 февраля, 20:59
Главной особенностью культуры современного публичного мнения является то, что оно совершенно не видит границ здравого смысла. Как только в публичном пространстве появляется маломальская заноза, общими усилиями ее умудряются расковырять до гноящейся раны.
Про феномен кота Твикса я писал на прошлой неделе. Другое яркое проявление тренда — бесконечные обсуждения того, как бы нам еще наказать всяких артистов и знаменитостей. Любую, даже самую значимую проблему можно замылить, доведя ее обсуждение до абсурда. Например, предложение лишать наград за «непристойное поведение». Как всегда в таких случаях, возникают вопросы: а кто именно будет определять границы непристойности, каковы критерии публичности обстановки, в которой эта непристойность происходит, и так далее. Но на эти вопросы никто отвечать не собирается. Потому что на самом деле никто ничего не хочет делать, все хотят в очередной раз снять медийные сливки. ЛДПР желает попасть в новостную повестку по резонансному вопросу, «патриотический корпус» экспертов и общественников — высказаться по поводу ЛДПР и тоже туда попасть.
Хотя обсуждать уже в сущности нечего. Принятым на этой неделе законом о конфискации имущества и званий у артистов, дискредитирующих ВС РФ и оскорбляющих Россию, поставлена последняя точка. Все возможные меры уже приняты. Кроме одной. Но вот она уже зависит не от Думы, не от прокуратуры, не от следкома или какого-то еще ведомства. Она зависит от общества. Но не общества в целом, а отдельных его представителей, которые делают финансово возможным и удобным существование тех лиц, которые не относятся к, прости господи, «соли русской культуры». Потому что когда доходит до дела, сепарировать одних от других крайне сложно.
Вот накануне появилась новость о том, что звезды, попавшие в конце прошлого года на скандальную «голую вечеринку» в Москве, постепенно возобновляют концертную деятельность. Дима Билан, Анна Асти и даже Лолита, отрекшаяся от мира шоу-бизнеса в пользу росписи потолков растительными мотивами, оказывается, по-прежнему в обойме и продолжают зарабатывать деньги.
На этом фоне инициативы, предложения и прочее грозное сдвигание бровей выглядят как минимум смешно, а как максимум — раздражают. Словно все вдруг стали такие наивные и беспомощные и в упор не видят, что нужно сделать на самом деле, чтобы не размышлять потом месяцами, как «их» еще наказать. Да все очень просто — нужно отнять у «них» возможность зарабатывать. Для публичного человека, который превращает свой образ в деньги, самым большим страхом была, есть и будет безвестность. Нет ничего хуже, когда о тебе просто забыли, ты не востребован, тебя не приглашают, тебя не покупают. По сравнению с этим необходимость записать какие-то там извинения в кашемировом свитере на фоне бежевого уюта интерьеров — сущая безделица (которая со временем даже в изюминку может превратиться). А потом можно снова потихоньку продолжить работать.
Так вот если кто-то хочет действительно очистить российскую свиту Мельпомены от «мусора», то сделать это очень просто — раз и навсегда отменить для проштрафившихся возможность работать на сцене, неважно, большой или малой. Не инициативой очередной, а по-простому — не заказывать. Но это и очень сложно одновременно. Потому что многих из упомянутых любят послушать и посмотреть на своих юбилеях и торжествах близкие друзья и родственники тех, кто клеймит их с трибуны. Так что вслед за наскоком всегда идет откат. Всегда выясняется, что кто-то хороший, но просто вошел не в ту дверь. И эту проблему личных пристрастий не решить никакими благолепными инициативами, поскольку она требует воли, дисциплины и, собственно, понимания конечной цели. А пока вместо этого присутствует только желание влезть «в новости».
Ну и вообще. Масштаб личности человека определяет масштаб проблемы, которая выводит его из себя. Давайте уже как-то наращивать свои масштабы, что ли.
Telegram-канал «Юрий Долгорукий»