Финансовые возможности регионов будут последовательно сокращаться. Это связано с неизбежным уменьшением числа трансфертов со стороны федерального центра. Коллеги резонно замечают, что в таком контексте в приоритете оказывается эффективность процессов адаптации региональных экономик к радикально новым реалиям. От управленческих команд потребуются особые навыки по оптимизации бюджетных расходов.
Собеседники в региональных администрациях признают: главы субъектов сегодня ориентированы на выстраивание максимально эффективного взаимодействия с бизнесом. Если ранее многие высшие должностные лица были «заточены» на получение траншей из федерального бюджета, то сегодня потребуется кардинально перекроить принципы финансовой политики. Во многих субъектах сейчас создаются специальные рабочие группы по выстраиванию сотрудничества с местными финансово-промышленными группами.
Недавние коммунальные происшествия и климатические катаклизмы показали, что региональные управленческие команды вынуждены привлекать коммерческие структуры — например, для уборки снега. Другое направление взаимодействия — завершение строительства многоквартирных домов для обманутых дольщиков. Например, в некоторых регионах губернаторы лично просили застройщиков оказать помощь, взамен предоставляя различные преференции.
Можно предположить, что дальнейшее сотрудничество региональных властей с бизнесом будет строиться по двум схемам: либо начнет применяться жесткое административное давление, либо апробироваться механизм кооперации. В таком контексте все более актуальным становится поиск новых экономических игроков.
Отдельным видом регионального политического искусства, вероятно, станет лоббизм: в условиях стремительно сжимающегося федерального финансирования личные связи и знакомства первых лиц регионов оказываются в приоритете.
Следует также помнить, что практически все региональные бюджеты на 2024 год приняты с дефицитом (он составляет от 3 до 17%). При этом зависимость регионов от федерального центра лишь возрастает. Однако прежней широкой поддержки со стороны Москвы ждать не стоит: очевидно, что федцентр будет выделять финансирование максимально точечно, избирательно под определенные нужды и проекты — например, в случае серьезных инфраструктурных проблем или ЧП.
Ситуация осложняется тем, что в рамках президентской кампании губернаторам поставлена задача всячески демонстрировать и реализовывать повестку развития. Как это делать в условиях сокращения собственной доходной базы — большой вопрос.
Судя по всему, в субъектах предстоит в очередной раз переписывать экономические стратегии, чтобы свести дебет с кредитом.
Илья Гращенков, политолог