Posted 30 января, 17:00
Published 30 января, 17:00
Modified 1 февраля, 20:59
Updated 1 февраля, 20:59
В Европе, как лесной пожар, полыхают фермерские протесты. Они начались почти год назад в Нидерландах, затем перекинулись на Испанию, Польшу, Румынию, Бельгию, Германию — и вот теперь охватили Францию. В каждой стране есть свои специфические причины, но есть и общие.
По европейскому сельскому хозяйству сильно ударил связанный с геополитикой энергетический кризис, вызвавший резкий рост цен на топливо и электричество. Другой общий фактор — по благосостоянию фермеров бьет климатический кризис, все более частые засухи и наводнения не способствуют стабильному производству. С другой стороны, методы современной агрокультуры, часто связанные с вредным воздействием на окружающую среду, также вносят свой вклад в изменения климата, а ограничения, вводимые ЕС в рамках реализации «Зеленого курса», нередко входят в конфликт с непосредственными интересами фермеров. Кроме того, есть проблема дешевого продовольственного импорта извне ЕС, в частности, из Украины, что особенно волнует сельхозпроизводителей в странах Восточной Европы.
В результате образуется клубок противоречий, то там, то здесь прорывающийся в форме масштабных и ярких протестов, направляемых влиятельными крестьянскими профсоюзами.
Во Франции на прошлой неделе фермеры со своими тракторами начали перекрывать дороги от Пиренеев до Ла-Манша. Во многих местах горели покрышки и мусор, у госучреждений сваливались кучи навоза и сельскохозяйственных отходов. Фермеры недовольны падением доходов, повышением цен на удобрения и энергию и платы за водопользование, общей зарегулированностью сектора. Судя по широкому опросу, 82% французов поддерживают крестьянские протесты.
Надо признать, новое правительство Франции во главе с 34-летним Габриэлем Атталем отнеслось к ситуации со всей серьезностью. В пятницу во время посещения фермы на юге страны Атталь заявил: «Мы решили поставить сельское хозяйство выше всего остального». Он объявил об отказе от запланированного ранее снижения субсидий на стоимость дизельного топлива для тракторов и другой сельхозтехники, об увеличении финансовой поддержки фермеров и об ускорении выплаты денег в рамках Общей сельскохозяйственной политики ЕС. Кроме того, Атталь сообщил, что президент Макрон на предстоящем 1 февраля саммите ЕС будет добиваться отказа от недавно введенного правила, согласно которому фермеры должны отводить часть своих угодий под залежные земли для стимулирования биоразнообразия.
Также в пятницу министр экономики Брюно Ле Мэр и министр сельского хозяйства Марк Фесно встретились с представителями фермеров и розничных сетей. Министры обещали усилить правоприменение законов, обязывающих сети уплачивать фермерам справедливые деньги за их продукцию, и пригрозили штрафами тем компаниям и супермаркетам, которые не соблюдают это условие.
Тем не менее лидеры аграрных профсоюзов, чувствуя боевой настрой протестующих, решили добиваться более масштабных уступок. В понедельник фермеры начали «осаду Парижа», заблокировав магистрали, ведущие в столицу, колоннами тракторов, прицепов и даже грохочущих комбайнов. В свою очередь, правительство отрядило 15 тысяч полицейских с бронемашинами для недопущения въезда тракторов на улицы Парижа и обеспечения проезда к двум аэропортам и международному оптовому рынку продовольствия Рюнжи.
Стоит, однако, обратить внимание, что полиция избегала столкновений. Команда Макрона стремится действовать осторожно, видя, как на недовольстве фермеров набирает очки крайне правая партия «Национальное объединение» Марин Ле Пен (та же тенденция характерна для Нидерландов, Германии и ряда других стран). Это вызывает особую тревогу президента в связи с приближающимися выборами в Европарламент, на которых, по прогнозам, партия Ле Пен может существенно опередить партию Макрона. Неслучайно президент сейчас, видимо, попытается предстать в глазах фермеров защитником их интересов перед лицом брюссельских технократов. Насколько такой сценарий покажется убедительным, пока судить рано.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co