У меня иногда такое впечатление, что депутаты в России — это особый вид людей. Я не говорю, что самый продвинутый или отсталый — нет, просто особый. Отличающийся от Homo sapiens способом мышления и взглядом на мир. Депутат обыкновенный, Homo deputatus. Бывает, с ними общаешься, даже выпиваешь, шутишь на каких-то встречах, а потом читаешь где-нибудь их высказывания — и впадаешь в полную растерянность.
Вот моя любимая депутат-конькобежка Светлана Журова вдруг дает интервью, в котором подробно рассказывает о неготовности транспортной системы Парижа к летним Олимпийским играм 2024 года. С чего, спрашивается, товарищ Журова это взяла? Она специалист по логистике? Или хотя бы консультации у экспертов брала? Или, в крайнем случае, соответствующую литературу читала? (Я бы ей порекомендовал, например, серьезную книгу питерского экс-вице-губернатора Василия Кичеджи по теме транспортных проблем, но не уверен, что депутаты способны адекватно воспринимать что-то кроме специально подготовленных и адаптированных распечаток).
Цитирую Журову: «Давайте говорить честно, для спортсменов главное — добраться до места проведения соревнований. А вот болельщики, скорее всего, столкнутся с определенными трудностями. Мэр Парижа говорит о возможности коллапса для местных жителей, понимая возможные нюансы».
Кто-то назовет мне хоть одну Олимпиаду, о проблемах которой не говорили бы за полгода до ее открытия? (А сегодня, кстати, как раз полгода исполняется: Олимпиада в Париже пройдет с 26 июля по 11 августа.) Главное, чтобы во время Игр все работало. Олимпиадный Сочи-2014 переживал настоящий транспортный коллапс. Понятно, что по большей части он усугублялся чисто российским развлечением — массовым перекрытием дорог. Но и в других странах такое случалось. А уж о том, как можно было оценить готовность «за полгода до», расскажет любой, кто не страдает провалами в памяти, — ну и кто не депутат.
Такой же коллапс был пару лет назад в Пекине. Тогда у меня вообще возникло ощущение, что вся Олимпиада организована только для того, чтобы китайцы встали в очереди за сувенирами. Да и тех было не достать, потому что подвозили ограниченное количество на каждый день. Социализм, о возвращении которого многие у нас мечтают. Но почему-то про Пекин правду писали только журналисты. Хора голосов депутатов я что-то не помню. Отмашки не было? Или в состояние измененного сознания вошли именно сейчас?
Круче депутатов жгут только чиновники, спортивные функционеры. Им положено говорить, искривляя реальность, иначе не впишешься в главный тренд — «колебаться вместе с линией партии». Вон, экс-министр спорта Павел Колобков тут признается изданию Metaratings: вы знаете, говорит, а предстоящая Олимпиада нам совсем неинтересна. Молодец, Павел Анатольевич! Размахнулся своей золотой шпагой и покромсал врагов. Хотели нас заполучить на Игры? Готовы были приползти на коленях и, унижаясь, просить вернуться в мировой спорт? Так нет же, неинтересны вы нам совсем! Если кто не знал, именно поэтому мы не едем в Париж. Неинтересно…
Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», член исполкома Федерации спортивных журналистов России, доцент Финансового университета при правительстве РФ