Если говорить о будущем — а оно минует только тех, кто помрет, — то серьезным соблазном для российских политиков станет поиск каких-то новых политических и социальных моделей, которые позволят стране избежать пороков западной демократии и капитализма, да и самому Западу станут примером. Проложить, как 100+ лет назад, всему человечеству путь в светлое будущее.
Тот опыт, кстати, помог человечеству во многом: от создания европейского социального государства до того, что научил бояться госсоциализма с ГУЛАГом. Но вот самой России это на пользу не пошло — и впредь не пойдет. Лучше начать с того, чтобы мало-мальски наладить нормальную жизнь, с обычной демократией и неидеальным капитализмом, а потом уж, будь на то воля, приставать к другим со своим примером.
То же самое могу сказать и без оглядки на возможных подражателей за рубежом, из сугубо внутренних соображений. Я не отрицаю, что прекраснодушные радикальные проекты хороши для формирования политического актива. Но массам нужны вещи попроще. В 1917 году несколько десятков тысяч членов РСДРП (б) верили, что построят новый мир, но крестьяне в униформе, которые и совершили октябрьский переворот, хотели просто земли и мира. Этот диссонанс сам по себе стоил России довольно дорого.
Григорий Голосов, политолог