Posted 26 января, 15:30

Published 26 января, 15:30

Modified 1 февраля, 20:58

Updated 1 февраля, 20:58

Алексей Макаркин. Неприятие «звезд» в России сильнее, чем «олигархов»

26 января 2024, 15:30

Около двух третей опрошенных россиян (64%) считают масштабные вечеринки с участием «звезд» в период специальной военной операции недопустимыми. 30% считают такие мероприятия допустимыми. Это следует из результата опроса, проведенного Russian Field по заказу BRIEF.

О недопустимости значимо чаще говорят женщины (69% против 57% мужчин). Молодые возрастные группы предсказуемо настроены более терпимо, чем старшие. Более половины (52%) молодежи (18-29 лет) считают такие вечеринки допустимыми, среди респондентов от 30 до 44 лет таких 39%. Но при этом лишь 26% респондентов от 45 до 59 лет относятся к таким вечеринкам терпимо, а среди респондентов в возрасте от 60 лет таких всего 12%.

Масштабные вечеринки с участием «звезд» во время СВО значимо чаще называют недопустимыми малообеспеченные опрошенные (73% против 55% обеспеченных) и опрошенные без высшего образования (74% против 58% с высшим образованием).

Что означают результаты этого опроса? Прежде всего, такой подход сформировался уже давно. Если провести такой опрос в советское время, то, наверное, был бы получен еще более разгромный для шоу-бизнеса результат, хотя и вечеринки тогда были намного скромнее. Но и провинциалы, приезжавшие в Москву за колбасой, и москвичи, стоявшие в очередях за импортными сапогами, не считали легитимными высокие доходы представителей массовой культуры — в отличие от доходов артистов, представлявших высокую культуру, или секретных академиков, крепивших оборону страны.

С начала 1990-х годов демонстративное потребление в шоу-бизнесе стало нормой — парткомы исчезли, а письма возмущенных граждан, направляемые по инерции в газеты, стали выбрасывать в урны. Но интересно, что когда реформаторы задумались о своем пиаре, то занялись «звездами». В 1997 году тогдашний глава Госналогслужбы Александр Починок собрал артистов и перед телекамерами стал убеждать их начать платить налоги. Всем было понятно, что сочувствия к деятелям шоу-бизнеса у телезрителей не будет.

Нулевые годы с ростом жизненного уровня здесь мало что изменили — «звездный» уровень жизни и демонстративное потребление все равно были недоступны подавляющему большинству населения, а работать обычно приходилось много. Более того, неприятие «звезд» выше, чем «олигархов» — это кажется парадоксом, но вполне объяснимо. «Олигархи» от простых граждан дистанцированы, они где-то далеко. «Звезды» же постоянно рядом, как на экранах телевизоров, так и на страницах желтой прессы, подробно о них рассказывающей. Кстати, не только телезрители, но и читатели желтой прессы — это в основном люди старшего возраста, привыкшие к ней еще с 1990-х годов. Среди молодежи такие медиа популярны куда меньше.

И еще один важный момент. В советских правилах уровень потребления не относился сугубо к частной жизни. Потому что доминировало представление о необходимости справедливого распределения весьма ограниченных ресурсов согласно трудозатратам (конечно, не грубой уравниловки по типу военного коммунизма), а высокие доходы «звезд» эстрады считались противоречащими эту принципу. Новые поколения уже в значительно большей степени считают потребление и поведение сферой частной жизни.

Изменила ли здесь что-либо СВО? Да, она заострила и придала дополнительные эмоции отношению общества, которое сформировалось уже давно. Если раньше в интернетных комментариях реакция была негативной, но более спокойной, нередко саркастичной, то сейчас часто звучат требования жестких наказаний (нередко от тех же людей, которые в других комментариях приводят в пример честную и достойную жизнь своих семей, прежде всего в советское время). Но цифровые показатели вряд ли серьезно изменились.

Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co

Подпишитесь

© Все права защищены. При использовании информации гиперссылка на сайт www.rosbalt.ru обязательна. Полные правила

Сетевое издание «Информационное агентство «РосБалт». Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций,
регистрационный номер серия ЭЛ № ФС 77-86109 от 2 ноября 2023 г.

Учредитель: ООО «ПремьерМедиаИнвест»

Главный редактор: Яременко Николай Николаевич

Телефон: +7 (499) 110-58-85 /  +7 (985) 271-73-59

Электронный адрес:  [email protected] / [email protected]

Адрес редакции: 109044, Москва г, вн.тер.г. муниципальный округ Таганский, ул Воронцовская, д. 20, этаж 2, ком. 14

Реклама на сайте: Юлия Лыскова, [email protected]

Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика