К концу 2023 года в процессе азербайджано-армянского урегулирования сложилась уникальная ситуация, когда практически безальтернативным форматом стал двусторонний трек, без посредников. Сам по себе этот факт стал поводом для серьезного оптимизма, по крайней мере в Баку.
Причиной безальтернативности двустороннего трека стала не его внезапная эффективность, а ухудшение отношений Армении и Азербайджана с модераторами. Так, Евросоюз пропадает как площадка переговоров, поскольку Шарль Мишель уходит, а он единственный человек, который имел более-менее сбалансированную внешнюю позицию в европейском руководстве. В отношении США у Азербайджана есть серьезные вопросы из-за последних жестких заявлений американского руководства, начиная со времени Лачинского кризиса. В свою очередь, в отношении РФ Армения не готова подключаться к формату с участием Москвы по целому комплексу причин, включая внутриполитическую линию, которая именно российской стороне приписывает вину за все проигрыши на карабахском треке. Поэтому сейчас фактически остается только один путь — прямой переговорный процесс между Баку и Ереваном.
В восприятии Азербайджана и Еревана прямые двусторонние переговоры максимально эффективны, потому что никто из внешних игроков не подключается и не продвигает какие-то свои интересы. Но в реальности все не настолько однозначно.
Несмотря на то, что в целом количество вопросов, которые нужно сейчас согласовывать, снизилось (в частности, карабахский кейс вообще перестал быть частью переговорного процесса), все равно остается ряд моментов, по которым есть сложности. Это те же анклавы, очень непростой переговорный процесс по границе.
Один из самых сложных вопросов сегодня — режим пересечения армянской территории в рамках Зангезурского коридора. Азербайджанский президент Ильхам Алиев, в частности, со ссылкой на трехстороннее заявление от 10 ноября 2020 года настаивает на необходимости экстратерриториального статуса Зангезурского коридора через Армению. Решение вопроса коридора в Нахичевань Баку увязывает в принципе с открытием границы и развитием других, важных для Армении, транспортных направлений, которые комплексно были подготовлены совместно с Россией в рамках работы трехсторонней правительственной комиссии.
Как результат — по крайней мере на внешнем контуре переговоров прогресс отсутствует.
Вместе с тем нельзя не отметить ряд позитивных моментов. Во-первых, стороны, несмотря на противоречия по ряду вопросов, подтверждают настрой на переговоры и намекают, что контакты есть и диалог идет. Во-вторых, армянский премьер Никол Пашинян заявил о планах запустить конституционную реформу, в том числе и для того, чтобы исключить из основного закона нормы, касающиеся Нагорного Карабаха, и тем самым снять внутренние ограничители для урегулирования отношений с Азербайджаном.
Таким образом, можно констатировать, что процесс урегулирования пусть медленно, но идет, и во многом на базе той дорожной карты, которая была подготовлена сторонами в рамках трехстороннего заявления глав России, Азербайджана и Армении о перемирии и последующей работы правительственных комиссий. То есть даже при отсутствии прямого присутствия России в качестве модератора процесса Баку и Ереван в любом случае будут опираться на те наработки восстановления отношений и транспортной системы Южного Кавказа, которые удалось в свое время согласовать при участии Москвы.
Telegram-канал «Каспийский Ходжа Насреддин»