Для тех, кто «идет против государства», одиозный депутат Гурулев (избран по спискам ЕР) предлагает возродить практику наказаний каторжными работами. Он, конечно, позже оправдывался, что его не так поняли и речь идет о неких вредителях, а не о несогласных с политикой власти.
Но интереснее другое: Гурулев говорит, что не только он этого хочет, а этого «хочет народ». Вот так, прикрываясь безмолвствующей толпой, некоторые политики пытаются подавать репрессивные идеи как народные. Но это совсем не так.
Система ГУЛАГ (исправительно-трудовых лагерей — ИТЛ) стала возрождением практики каторги, которую советская власть отменила, а Сталин в 1930-е восстановил. Конечно, существовали разные лагеря, но для осужденных на длительные сроки подбирали наиболее суровые условия труда, при которых за 3-5 лет люди теряли работоспособность, а до конца срока многие вообще не доживали. Такую практику даже называли «сухой гильотиной», и испытали ее на себе как раз самые простые граждане, которых сажали по доносам соседей или просто так — для выполнения планов, спущенных сверху.
Поэтому когда Гурулев озвучивает свои влажные фантазии про махание кайлом где-то вдалеке от Москвы, он представляет в качестве жертв каких-то абстрактных «вредителей» (тоже, кстати, сталинский термин — врач-вредитель, вредитель соцсобственности и т. д.) И вот их-то народ якобы и хочет помучить, сгноить на «глубине сибирских руд». Но народ у нас уже имеет генетическую прививку от таких разухабистых мучителей, поскольку понимает, что как только кончатся «политические» (а их немного), систему будет не остановить и в ход пойдут все остальные. И будет слесарь дядя Витя рассказывать, что он — шпион всех разведок и участник тайного заговора.
И самая мякотка, конечно, в том, что многие из тех, кто все эти ГУЛАГи создавал, потом либо сами туда попали, либо были расстреляны. Вот, например, ВОХР (спецохрана лагерей) — пройдемся по списку начальников: Федор Эйхманс — расстрелян в 37-м, Лазарь Коган — расстрелян в 38-м, Матвей Берман — расстрелян в 39-м и т. д. Так что и сегодня, те, кто призывает что-то такое возрождать, сами очень рискуют потом испробовать на себе все прелести махания кайлом.
Колесо сталинских репрессий прокатилось по всем: по палачам и палачам их палачей, но больше всего — по простым людям, которых до кучи «скормили» репрессивному аппарату, который не смог вовремя остановиться. Поэтому не надо про народ, он свою горькую чашу уже испил.
Вообще, судя по тому, что в адрес Гурулева критически высказались и условные «охранители» (не говоря уже про шок со стороны «либералов»), тема ГУЛАГа и запуска репрессивной машинки пугает многих. Ведь никогда не известно, чем может закончиться открытие ящика Пандоры. Конечно, ГУЛАГ — это была система не только подавления и воспитания, но и экономической мобилизации. Кстати, не вполне удачной, как считают многие. По крайней мере, эффект от каторжного труда нельзя оценить как сверхвысокий. Но факт, что именно ИТЛ стали очень «народными». Всего через них прошли почти 3 млн граждан СССР, более 700 тыс. получили «высшую меру» в ходе борьбы с «вредителями», а миллионы были поражены в правах как «семьи врагов народа».
В общем, возвращение к данным репрессивным практикам вряд ли покажется населению перспективной мерой борьбы с несколькими десятками тех самых врагов лично депутата Гурулева. Тот уже сказал, что инициатива его личная, как и попытка придать ей налет народности. Будем надеяться, что так оно и есть.
Илья Гращенков, политолог