В 2023 году строительный блок Петербурга работал с опережающими темпами. Результатом стало перевыполнение планов по вводу жилья от Минстроя — и сразу на 25%. Всего за год сдали почти 3,5 миллиона квадратных метров жилья. Внутри этого объема — почти 80 тысяч квартир в многоквартирных домах, а также красивый показатель по индивидуального жилищного строительства — ровно 999. Стоит отметить, что нормативы профильного министерства в Северной столице перевыполняют третий год подряд, но настолько ощутимо — впервые: так, в 2021 превышение плана составило 8,6%, а в прошлом — лишь 1,7%, но с учетом общей турбулентной ситуации отнестись к этому можно с пониманием.
Параллельно с жильем развивалась в городе и социальная инфраструктура, а значит, ликвидация дефицита, учитывая взятые темпы возведения, явно не за горами. Как рассказал в рамках пресс-конференции в ТАСС председатель Комитета по строительству Игорь Креславский, в 2023-м удалось добиться рекордных показателей по строительству школ, детских садов и объектов здравоохранения.
«В эксплуатацию введен 81 социальный объект, — рассказал Креславский. — Из них 31 построен по адресной инвестиционной программе, 50 — за счет внебюджетных средств (то есть — частных инвесторов — ред.) Это абсолютный рекорд для города, а дальше будет еще больше. За счет бюджета мы построили восемь детских садов на 1860 мест, восемь общеобразовательных школ на 7050 мест, четыре объекта здравоохранения и один спортивный. За счет инвесторов построены 31 детский сад, семь школ, две поликлиники и несколько других объектов».
Кроме того, важным «строительным» итогом 2023 года стала полная ликвидация проблемных «долгостроев»: в Смольном обещали решить эту проблему — и обещание выполнили. В эксплуатацию были введены шесть жилых домов, в частности, ЖК «Парнас» и ЖК «ЛомоносовЪ», почти на 3,5 тысячи квартир. А из Единого реестра проблемных объектов (ЕРПО) по заявке Комстроя были исключены последние четыре объекта. Одним словом, совесть перед многострадальными дольщиками чиста.
Если говорить о потраченных на все это средствах, то бюджет Комитета по строительству был исполнен почти полностью — на 98,9%. В денежном эквиваленте сумма составила более 68 миллиардов рублей. Это, кстати, тоже рекордный для Петербурга показатель.
Параллельно со строительством жилья в городе кипела работа и по улучшению транспортной доступности — активно возводили дороги, развязки, мосты и съезды. Выделенные на это 104 миллиарда рублей, по словам главы КРТИ Александра Федотова, тоже были освоены практически полностью — на 99,6%.
В частности, в мае 2023 было завершено строительство двух эстакадных съездов через Лахтинскую гавань у «Лахта Центра» — новые мосты уже получили привлекательные названия «Кристальный» и «Прозрачный». Завершено строительство Шуваловского проспекта, который соединил Планерную и Камышовую улицы и существенно облегчил автомобилистам передвижение по северной части города.
А для «южан» под самый новый год был преподнесен не менее значимый подарок: запуск рабочего движения по левому направлению на Московско-Дунайском путепроводе, достаивать который и полноценно запускать по нему движение будут уже в этом году. Кроме того, рабочее движение было также открыто по новому путепроводу на пересечении Петрозаводского и Лагерного шоссе, а также по правому направлению Петрозаводского шоссе в сторону Кировска.
«Что касается ремонта петербургских дорог, то в этом году мы подошли к процессу достаточно творчески, — рассказал председатель КРТИ Александр Федоров. — Нам удалось синхронизировать взаимодействие со службами Водоканала и со службами, которые отвечают за функционирование электрических сетей. В общей сложности в 2023 году было отремонтировано 83 объекта, что является рекордным показателем за последние 10 лет. Благодаря тому, что нам помогал федеральный центр, сейчас в городе уже 85% дорог приведено в нормативное состояние. Думаю, всем жителям города это заметно».
Из ключевых локаций, которые благодаря дорожникам преобразились для петербуржцев и гостей города, стоит выделить 13 км Софийской улицы и 11 км Витебского шоссе. Дорожное полотно обновлено на Арсенальной, Ушаковской, Пироговской и Выборгской набережных, и далее на Приморском проспекте. Таким образом, правый берег Невы получил сквозной и безопасный проезд. Есть хорошие новости и для тех, кто ездит на трамвае, который все еще остается самым «петербургским» транспортом»: в прошлом году удалось привести в порядок 23,6 километров путей, в частности — на улицах Комсомола и Академика Лебедева, на Садовой, Старо-Петергофском и Заневском проспектах, а также крупный узел на проспекте Просвещения у улицы Руставели. При ремонтных работах применялась технология так называемого «бархатного пути», которая обеспечивает более плавный, бесшумный и быстрый ход трамвая.
Если же попытаться обобщить ситуацию и посмотреть на нее чуть сверху, то сразу становится очевидным, что одним из главных событий 2023 года для Северной столицы стало долгожданное принятие Генерального плана, непростая работа над которым длилась последние несколько лет — с 2016 года. Стоит напомнить, что именно этот документ будет определять перспективы развития города на десятилетия вперед. Кроме того, в процессе обсуждения Генплан был согласован с администрацией Ленобласти, поскольку консолидированное развитие с соседним, практически родственным регионом, невероятно важно. Обсуждали документ и с петербуржцами: не секрет, что жители города активно включились в процесс — и внесли более 11 тысяч различных предложений для улучшения развития родного города.
«Генплан разбит на три периода. Первая очередь — до 2030 года, расчетный срок — до 2040 года, и прогнозный период — до 2050-го, — рассказала глава Комитета по градостроительству и архитектуре Юлия Киселева. — Генплан — костяк для разработки дальнейших документов, а в первую очередь — для программ комплексного развития всей инфраструктуры города. При подготовке Генплана мы подходили с точки зрения соблюдения баланса зонирования территорий: и жилые зоны составляют порядка 20%, что на 2% меньше, чем по предыдущему Генплану».
Самый большой «кусок» в терзонировании отдан под рекреационные зоны — 29%. Это там, где нельзя строить дома, дороги или производства. Для двух последних категорий, впрочем, в Генплане предусмотрена также значительная территория — почти четверть, или 24%, если говорить точно. Еще 8% отдали под общественно-деловую застройку.
«Основной объем нового строительства и развития города по Генплану придется на Пушкинский и Приморский районы города: это город-спутник Южный и размещение научных площадок СПбГУ и ИТМО, а также строительство жилья в Юнтолово и Каменке. Свое развитие получит и район Большой Охты, а также новые туристическо-рекреационные кластеры в Кронштадте и в Горской», — уточнила Киселева.
При этом развитие города, конечно, сложно представить без инвестиций — по данным профильного комитета, их общий объем по итогам 2023 года превысил триллион рублей. Из ключевых строительных проектов стоит отметить подписание дополнительного соглашения о государственно-частном партнерстве по строительству второй очереди аэропорта «Пулково», инвестиции в которое составят почти 200 млрд рублей.
Допсоглашение актуализирует ряд условий действующего соглашения по проекту развития воздушной гавани. В его рамках, в частности, планируется строительство второй очереди аэропорта, поскольку действующий терминал функционирует уже близко к пределу своих возможностей. По словам Ивана Складчикова, в настоящее время заключен контракт на проектирование фазы «А».
«Думаю, что оно (проектирование — ред.) завершится в 2024 году, и далее мы приступим к строительству», — отметил председатель комитета.
Примечательно, что объем инвестиций в первую очередь расширения «Пулково» составил 1,2 млрд евро. В рамках ее реализации возведены и реконструированы главное здание централизованного пассажирского терминала, северная посадочная галерея, пассажирский терминал «Пулково-1», объекты привокзальной площади и аэродромная зона, инженерные системы обеспечения аэропорта.
Еще один важный инвестиционный объект — Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД) длиной почти в 28 км, которая начинается от ЗСД и севернее Кудрово дойдет до пересечения с федеральной трассой «Кола». В наступившем году будет подписана концессия на строительство второго этапа, объем инвестиций оценивается более чем в 200 млрд рублей.
«На Витебской развязке (первый этап Широтной магистрали скоростного движения — ред.) продолжается монтаж металлических пролетов, на примыкании к Витебскому проспекту уложен асфальт и идут планомерные работы по переносу коммуникаций. Что касается Шкиперской развязки, то она была открыта еще 20 декабря — и с ее помощью мы подключили намывные территории Васильевского острова к ЗСД», — напомнил председатель Комитета по инвестициям Иван Складчиков.
Уже в третьем квартале 2024 года, по словам вице-губернатора Петербурга Николая Линченко, «Метрострой Северной Столицы» завершит строительство станции «Горный институт», а в четвертом квартале подземка прирастет станциями «Путиловской» и «Юго-Западной».
Также, по словам Линченко, в первом полугодии метростроевцы ожидают получение заключения государственной экспертизы по участку Красносельско-Калининской линии от станции «Путиловская» до станции «Каретная» и по участку Невско-Василеостровской линии от станции «Беговая» до станции «Каменка».
В 2024 году также начнется проектирование вестибюля станции «Театральная», участка Лахтинско-Правобережной линии от станции «Горный институт» до станции «Морской фасад». Параллельно будет вестись проектирование участка Красносельско-Калининской линии со станциями «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе», «Сосновая Поляна».
Только на три ближайшие года в бюджете Северной столицы на развитие метрополитена заложено 93 млрд рублей. Как ранее отмечал Александр Беглов, до 2032 года в городе планируется построить 20 новых станций и реконструировать 12 действующих.
В числе основных планов на 2024 год по линии градостроительства — приведение в соответствие с уже упомянутым Генпланом и утверждение правил землепользования и застройки. По словам Николая Линченко, нужно оставаться на пути и в тренде в части наращивания объемов утверждения проектов планировки.
«Мы сразу начнем мониторить ход исполнения Генплана, — обещает Линченко. — И эффект транспортной доступности по всем объектам, и соблюдение стадийности в реализации. Также мы планируем активное участие в корректировке федерального законодательства. Мы уже подали большое количество инициатив, например, в части утверждения на федеральном уровне порядка подготовки и корректировки документации проектов территорий и кварталов. Параллельно будем исполнять планы Минстроя по вводу жилья — и я уверен, гарантированно его исполним. Продолжим и тренд по наращиванию строительства объемов социальной инфраструктуры — в 2024 году планируем побить рекорд и ввести в эксплуатацию 99 объектов: 39 по линии АИП (адресно-инвестиционная программа — ред.) и 60 — по линии инвесторского блока».
Что касается дорожно-транспортной инфраструктуры, то на наступивший год к вводу запланировано семь объектов: это пешеходный переход в районе «Лахта-Центра», второй этап Петрозаводского шоссе, два участка Колпинского и два — Цитадельского, а также строительство моста через Черную речку. Рабочее движение будет открыто на Московско-Дунайской развязке, на Русановской улице, на шести улицах южного намыва Васильевского острова и по пешеходному переходу под Биржевым мостом.
Ирина Калинина