По словам педагога, психолога и коуча Ольги Нестеренко, вопросом о том, какого ребенка можно считать счастливым, рано или поздно задаются все родители. При этом некоторые предполагают, что счастливый ребенок — это тот, которого очень любят.
Однако, как считает эксперт, не стоит путать адекватную родительскую любовь с гиперопекой или нездоровой избыточной любовью, когда такому «счастливому», по мнению близких, маленькому человеку все дозволено и он «сидит на шее, погоняя родителя».
«На мой взгляд, критерии детского счастья такие: ребенок любим, развит физически и эмоционально, умеет взаимодействовать в социуме и здоров», — отметила Нестеренко.
Как рассказала педагог, чтобы вырастить счастливого ребенка, родителям следует придерживаться нескольких несложных правил, благодаря которым все перечисленные выше критерии будут соблюдены.
Она подчеркнула, что детям, чтобы быть счастливыми, необходимо получать поддержку и понимание, а также ощущать уверенность, что они могут свободно выражать свои чувства. Поэтому прежде всего не стоит критиковать или наказывать малыша за проступки — вместо этого нужно вместе с ним обсудить случившееся и выяснить причины такого поведения.
«Зачастую дети поступают неправильно по незнанию, по неосторожности или из страха. Поощряйте ребенка, если он признался в содеянном, поблагодарите его за честность и пообещайте решить проблему вместе. Так вы закрепите доверительные отношения и ребенку не придется прибегать ко лжи», — посоветовала психолог.
Психолог сообщила, что родителям, чтобы вырастить счастливого ребенка, необходимо ежедневно уделять время общению с малышом: задавать ему вопросы о том, как он провел день, внимательно выслушивать ответы и проявлять эмпатию к его чувствам. Она рекомендовала использовать методику «трех минут» при встрече с ребенком после детского сада или школы.
Методика, или правило, «трех минут» строится на том, что всякий раз, когда родители в течение какого-то времени не виделись с ребенком — причем неважно, будет это полчаса, час или рабочий день — им следует поинтересоваться у него, что произошло в то время, пока длилась разлука.
При этом важно присесть перед малышом, чтобы оказаться на уровне его глаз, и обнять его, а затем внимательно выслушать как минимум на протяжении трех минут — обычно маленьким детям вполне хватает этого времени, чтобы поделиться последними новостями и рассказать все самое важное.
«Так вы узнаете о том, что происходит в жизни ребенка, когда вас нет рядом, и сможете вовремя заметить, если что-то идет не так», — пояснила Нестеренко.
Специалист также рекомендовала родителям, желающим вырастить счастливого ребенка, внимательно наблюдать за своими детьми. Потому что только так можно выяснить, чем живут малыши, что им больше по душе и делает их счастливыми: подвижные игры с мячом, например, лепка или, может быть, рисование?
Кроме того, важно создать условия для развития и совершенствования способностей ребенка. Ничего страшного, что малыш поначалу может тянуться ко всему подряд без разбора — в конечном итоге он найдет себе любимое занятие. При этом ни в коем случае нельзя навязывать ему свои вкусы и пристрастия, а, наоборот, нужно хвалить за успехи и упорство. Не менее важно также участвовать в образовательном процессе.
«Помощь с домашними заданиями, стимулирование чтения, обсуждение учебных вопросов — все это способствует развитию умственных способностей. И не забывайте про физическую активность. Совместные занятия спортом или игры на свежем воздухе не только укрепляют здоровье, но и создают позитивные эмоции о том, что спорт — это здорово. Семейные прогулки, велосипедные поездки или совместная зарядка по утрам создают позитивные воспоминания и способствуют физическому развитию ребенка», — отметила Ольга Нестеренко.
Она добавила, что не стоит забывать и об организации совместного досуга с друзьями ребенка, так как именно так он учится взаимодействовать с другими детьми и развивать социальные навыки, и это также делает малыша счастливым.
По словам эксперта, нужно понимать, что у детей отсутствует такой жизненный опыт, как у взрослых, так как они только начинают познавать этот мир. Поэтому стоит позволить им ошибаться и нарабатывать собственный опыт.
«Забудьте про токсичные фразы, которые унижают ребенка и подрывают веру в себя („руки твои дырявые“, „ничего-то ты не умеешь“, „вечно у тебя ничего не получается“ и тому подобное. Не запугивайте ребенка опасностями окружающего мира чрезмерно. Ваша задача вовремя предостерегать о последствиях, а не держать на коротком поводке, например: не „упадешь“, а „там скользко, будь осторожнее“, — объяснила педагог.
В заключение Ольга Нестеренко напомнила, что ответственность за то, каким вырастет ребенок и будет ли он счастливым, всецело лежит на родителях. Но необходимо помнить, что малыша нельзя воспитать таким, каким взрослые хотят его видеть, его можно только искренне любить за то, что он есть, заботиться о нем и показывать собственный жизненный пример счастливых людей.
«А уж он на вашем примере вырастет таким же добрым, честным, заботливым и счастливым человеком», — подытожила психолог.