Ключевой проблемой предложения Индии по закупке российской нефти является условие поставки CIF — то есть продавец доставляет товар за свой счет, обеспечивает страхование в пути и передает его покупателю в порту покупателя. При этом индийцы твердо стоят на цене контракта не выше потолка в $60. Называется $54 за баррель. Легким утешением может служить обязательство оплаты в долларах — никаких рупий.
В чем проблема? В том, что при подобных условиях поставок риски транспортировки и расходы по ней несет продавец. Сейчас и то, и другое достаточно велико. Либо через Красное море с неиллюзорной перспективой получить в борт хуситскую ракету (а значит — существенно более высокие страховые ставки), либо в обход вокруг Африки, а это примерно $3 за перевозимый баррель дополнительных расходов. И все это — за цену в $54. Фактическая цена нефти в таком случае составит для продавца порядка $32-35 за баррель.
Индийцы прекрасно понимают безвыходное положение, в котором оказались российские партнеры, и совершенно беззастенчиво выжимают из них все. Сейчас у берегов Индии находится порядка 10 танкеров с российской нефтью, которую девать на самом деле некуда. Китай взял часть нефти (порядка трети той, от которой отказалась Индия), но забирать все не спешит. У китайцев есть свои ограничения — указание не превышать квоты, установленные для всех поставщиков.
Скорее всего, на столь жесткие условия индийцев придется соглашаться, так как простой танкеров тоже стоит денег. А если упереться, то может возникнуть феномен «отрицательной цены», когда цена продажи не окупит даже расходов на транспортировку.
Анатолий Несмиян, блогер, аналитик