Сообщают о том, что пакистанские ВВС нанесли бомбовый удар по пограничному иранскому городу Сераван. Причем — печальная ирония — обоснование удара было точно таким же, как и при предыдущих иранских атаках пакистанской территории. Пакистанцы заявили, что атакуют белуджские террористические организации. В итоге получается, что обе страны под предлогом борьбы с белуджами лупят друг по другу.
С одной стороны, выглядит трагикомично и дико, с другой — ничего нового для многострадального региона. Достаточно посмотреть, как под видом «борьбы с курдским терроризмом» в приграничье Турции, Сирии, Ирака и Ирана десятилетиями идет непрекращающаяся череда взаимных ударов.
Формально пакистанцы сохранили лицо и ответили иранцам, так что теперь мяч на стороне тегеранских мулл. Если промолчат, отделавшись ворчанием, то приграничный кризис забудется сам собою под ворохом других новостей, которые Ближний Восток поставляет ежедневно. Если же решат эскалировать ситуацию — то возможно очень много вариантов, вплоть до самых печальных.
Что в Тегеране, что в Исламабаде сейчас политические кризисы и борьба за власть между разными элитными группами. В Иране готовятся к скорым выборам в Совет экспертов, чьей главной задачей будет определить нового верховного аятоллу, который в скором времени придет на смену стареющему Хаменеи. В Пакистане продолжается двухлетняя борьба против сторонников отправленного в отставку премьера-популиста Имрана Хана.
В такой ситуации любое решение будет ситуативным и исходящим из сиюминутных интересов. Причем для приграничной «маленькой победоносной войны» будет достаточно желания хотя бы одной стороны конфликта или элитной группы смыть военным кризисом череду текущих проблем. Но вероятность, что все же договорятся и решат не раздувать проблему, кажется большей.
Андрей Никулин, философ, политолог