Коммунальные коллапсы, география которых расширяется практически с каждым днем, очевидно, не имеют простых решений. Можно предположить, что власти очень хотелось взять шашку и наказать тех, кто допустил чудовищные по современным меркам аварии. Мы уже видим первые уголовные дела, первых задержанных, потому как прекрасно помним, что у каждой ошибки есть фамилия.
Однако в этом кейсе, к сожалению, все значительно сложнее. Вот только что замерзало Подмосковье, потом схожие новости приходили из Воронежской и Липецкой областей, Тулы, Саратова… При желании можно пересажать многих местных чиновников и коммунальщиков, однако трубы неизбежно продолжат рваться.
Очевидно, что федеральной власти сегодня нужно достичь понимания нескольких вещей.
Во-первых, в коммунальное хозяйство десятилетиями никто не инвестировал. Небольшие котельные были приватизированы, однако частный бизнес в них не спешил вкладываться: работает — да и ладно. В итоге ЖКХ без преувеличения на протяжении долгого времени функционировало без инвестиций.
Во-вторых, ЧП пришло по расписанию. Львиная доля коммуникаций закладывалась в стране в 60–80-е годы прошлого столетия — нетрудно догадаться, что на тот момент технологии разительно отличались от современных. Нормативный срок эксплуатации составлял 25 лет — причем никто не прогнозировал, что на эти коммуникации дополнительно «навесят» еще целые жилые микрорайоны, как это происходило в последние годы в большинстве регионов. Неудивительно, что система не выдержала и рухнула.
В-третьих, посчитано, что ежегодно должно заменяться в среднем по 4% коммуникаций. Этого, конечно, не происходило. Так, темпы замены канализационной инфраструктуры не превышали 0,6%, теплотрасс — 2% ежегодно. Впрочем, стоит отметить, что государство все же финансирует отрасль, однако объемы этого финансирования оставляют желать лучшего: за последние семь лет они увеличились с 1,2% ВВП до 1,7% ВВП. Плюс ко всему не стоит сбрасывать со счетов и коррупционный фактор — похоже, его влияние продолжает оставаться довольно весомым.
Сегодня уже понятно, что посадками и закручиванием гаек ситуацию урегулировать не удастся. Для власти становится критически важным запустить масштабную коммунальную революцию, которая потребует не только гигантских вливаний, но и смены всего концепта. Возможно, что на вооружение придется взять опыт некоторых бывших союзных государств, которые пошли по пути отказа от центральных коммуникаций, выбрав в качестве приоритета индивидуальное газовое отопление. Такая система может критиковаться с точки зрения безопасности, однако она дает большие гарантии того, что в лютые морозы люди не замерзнут и не придется жечь костры во дворах многоэтажек. Однако эта история автоматически упирается в проблему газификации всей страны. И тут остается лишь верить г-ну Миллеру, который обещал, что голубое топливо придет в каждый дом к 2030 году.
Илья Гращенков, политолог