Пользуясь практически полным отсутствием конкуренции, китайский автопром наступает на российский рынок. Как отмечают эксперты агентства «Автостат», 54% проданных в 2023 году в России легковых автомобилей — иномарки, что в 2,2 раза больше показателей 2022 года. При этом наиболее существенно выросла доля реализации автомобилей, поставляемых по официальному импорту (по сути — из КНР) — с 14% до 42%.
Лидерами по продажам в сегменте машин из Поднебесной стали бренды Chery — более 118 тыс. реализованных автомобилей, Haval (111,7 ед.) и Geely (96 тыс. ед.). В ТОП-10 наиболее востребованных у покупателей марок входят также Changan, Exeed и Omoda.
«Не стоит забывать о склонности китайцев к запуску на рынок большого числа субрендов. Это, в частности, любят делать и Geely, и Chery, которая и является материнской компанией брендов Exeed и Omoda», — отметил «РосБалту» автоэксперт Вадим Красиков.
Если говорить о моделях, то в десятку самых продаваемых в России новых машин по итогам 2023 года вошли шесть кроссоверов-«китайцев»: Haval Jolion, CheryTiggo 7 Pro max, Geely Coolray, Omoda C5, CheryTiggo 4 Pro, Geely Monjaro.
Очевидно, что в условиях ухода привычных брендов россияне постепенно переключаются на предложения китайского автопрома, но все же предпочитают выбирать из продукции компаний, которые уже имеют историю на отечественном рынке. «То же Haval — специализирующееся на кроссоверах и внедорожниках подразделение хорошо известной в России компании Great Wall Motors, выпустившей Great Wall Hover (позже — Haval H3), ставший первым китайским внедорожником, прошедшим сертификацию Евросоюза. Geely и Chery к нам пришли более полутора десятилетий назад. Безусловно, за это время подросли и качество, и дизайн автомобилей, однако до надежности, предсказуемости и комфорта, которые отличают „европейцев“, „американцев“, „корейцев“ и „японцев“ в низком и среднем сегментах, они пока не дотягивают. А цены, к сожалению, эти особенности не учитывают», — отмечает Красиков.
Впрочем, полагают эксперты рынка, ситуация с ценами в ближайшее время может измениться. И поспособствует этому все та же китайская экспансия. Дело в том, что автокомпании из Поднебесной заявили о намерении продать на российском рынке рекордное количество автомобилей. «Китайским маркам придется биться за потребителя, прежде всего за счет ценовой политики. Дефицита уже нет, и чтобы увеличить продажи, придется снижать цены, либо сокращать планы. А если сложить все планы китайских автопроизводителей на 2024 год, получится, что они хотят продать 1,3 млн автомобилей», — поясняет руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев. По мнению эксперта, скидок у дилеров можно ожидать уже в первом квартале, а далее к корректировке цен будут вынуждены приступить и дистрибьюторы.
С таким прогнозом согласен и партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. «В цену китайских машин уже была заложена высокая маржинальность, которой они теперь могут немного поступиться. Дилеры и автопроизводители уже предлагают скидки, за исключением отечественных, у которых иная ситуация», — отмечает он.
Однако, кроме цен, российских покупателей волнует и беспроблемная эксплуатация. Еще в августе ресурс «Открытие Авто» предложил владельцам и потенциальным покупателям китайских машин высказаться об их достоинствах и недостатках. К первым были отнесены наличие широкого спектра запчастей, широкий модельный ряд, дешевая страховки и доступный ремонт в сервисных центрах. В числе вторых назывались использование при производстве автомобилей тонкого металла и деталей, не предназначенных к высоким поперечным нагрузкам и скручиванию. На подверженность машин коррозии пожаловались 42% участников опроса, на неподходящую к эксплуатации в российских условиях подвеску — 28%, на слабое лакокрасочное покрытие — 24%. При этом 61% опрошенных высказали мнение, что не все китайские модели готовы к русской зиме, а 19% — что они попросту ее не выдержат.
«Стоит отметить, что для значительного числа владельцев китайских авто эта зима стала первой, поэтому именно сейчас можно ожидать массовых отзывов о наличии тех или иных проблем. Кстати, отмечу, что распростаненные среди автолюбителей шутки, что машины из КНР не будут заводиться, к реальности отношения не имеют: моторы справляются, а аккумуляторы у новых машин, естественно, свежие. Проблемы, насколько мне известно, возникаю с электроникой — особенно с жидкокристаллическими мониторами. А это означает, что нет доступа к климатическим настройками, подогреву, отображению текущей информации по комбинации приборов и прочими немаловажными опциями. Также были жалобы на запотевание фар», — отмечает Вадим Красиков.
Другое дело, указывает эксперт, что опыта длительной эксплуатации этих автомобилей у нас нет. И как себя поведут те же моторы через условные 100 тыс. километров — неизвестно, ведь речь идет не о классических атмосферных двигателях в паре с автоматом или механикой.
Что касается поверхностной оцинковки и слабого лакокрасочного покрытия, плохо выдерживающего российские агрессивные реагенты, то эти проблемы пока наличествуют: чтобы чувствовать себя уверенно, лучше прибегнуть к дополнительной обработке антикоррозийными составами и задуматься о защищающей от сколов пленке.
Как поясняют эксперты, сегодня многие покупатели китайских авто из невысокого сегмента не планируют их длительной эксплуатации. Достаточно распространенная стратегия заключается в том, чтобы пользоваться машиной в пределах гарантийного срока, а затем — продавать. К тому моменту, возможно, автопроизводителям из КНР удастся преодолеть проблемы роста и лучшим образом адаптировать свою продукцию как к потребностям российских автовладельцев и их финансовым возможностям, так и к климатическим реалиям России.
Мария Осадчая