Posted 9 января, 11:00
Published 9 января, 11:00
Modified 1 февраля, 20:54
Updated 1 февраля, 20:54
«Мир невозможен без силы». Н.Моди.
Давно взял за правило проглядывать, кто из мировых руководителей что говорит на Новый год. Если смотреть на общий настрой (а он есть всегда), получается макрослепок повестки на предстоящий год. Все так или иначе желают всего доброго, но то, как главы государств описывают это самое «все доброе», какие у него критерии, и формирует «общее ощущение».
Были времена, когда звучали слова в основном про «расширение возможностей», «накопление богатства», «увеличение зажиточности», «рост среднего класса». Помню лейтмотив посткризисного восстановления после 2008–2009 годов. Тогда, помимо защиты пострадавших и восстановления экономики, впервые зазвучали слова про то, что и политический порядок нуждается в защите от разного рода радикалов.
Постепенно тема «развития» ушла на второй план. И появился императив «защиты». Все нужно защищать — от климата и биоразнообразия до уникальных культурных традиций и стабильного миропорядка. А за защиту от угроз надо быть готовыми раскошелится. Тут уже не до преуспеяния.
Время ковида — настоящее время перелома, когда обещать «хорошее» вообще перестали. Оно ушло даже не на второй план. «Хорошее» — это то, что вы вообще благодаря нашей беспрестанной начальственной заботе имеете возможность за своим столом чего-то съесть и выпить. А ваш образ жизни, ваши надежды, ожидания, карьеры и прочее — это не ценности. И вообще, «мир никогда не будет прежним».
Что сейчас?
Выкидываем страны, уже ведущие войны, оставляем потенциальные конфликты и «неравнодушных» болельщиков, демонстрирующих готовность выбежать на поле. Индия, Китай, Пакистан, Тайвань, Гайана, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Турция, Азербайджан, вся Европа во главе с Францией, США высказываются в абсолютно единой логике.
Другого мира будущего у мирового начальства для нас всех нет. С Новым годом!
Глеб Кузнецов, политолог